необычные ювелирные украшения Алхимия
 
18+

Красно-синий стул Ритвельда

расскажите друзьям
о «Легендах»



необычные ювелирные украшения Алхимия

Rietveld_table_&_chair.jpg

Красно-синий стул является одним из наиболее известных произведений голландского дизайнера и архитектора Геррита Ритвельда. Стул является классическим примером реализации направления неопластицизма, которое было разработано художественной группой De Stijl («Стиль»), состоящей из нидерландских дизайнеров и художников начала прошлого века.

Основная идея, которую проповедовал неопластицизм – это использование четких простых прямоугольных форм в архитектуре и промышленном дизайне. Одним из практических воплощений и стал красно-синий стул, созданный Ритвельдом.

Геррит Ритвельд родился и провел всю жизнь в своем родном городе Утрехте, в котором и придумал свой стул в 1918 году. Сначала стул не имел такой необычной раскраски. Он представлял собой конструкцию, собранную из простейших геометрических элементов – параллелепипедов и труб. Причем конструкция стула не была фиксированной. Ее можно было изменять в зависимости от необходимости и желания владельца.

Сам Ритвельд считал, что мебель не должна быть мягкой. Тело не должно «тонуть» в ней, а, наоборот, всегда быть напряжено и в тонусе. Тем самым человек не только будет поддерживать хорошую физическую форму, но и не будет расслаблен, не пропустит ничего важного, что может происходить вокруг него в данный момент. Правда, дизайнер не задумывался о том, а как, собственно говоря, дать возможность телу передохнуть. Это, видимо, просто выходило за рамки концепции неопластицизма.

Свою характерную окраску стул получил лишь через пять лет, в 1923 году. На дизайнера оказали влияние картины Пита Мондриана, в которых он использовал только «простые» (по его мнению) цвета – красный, черный, синий и желтый. Все остальные цветовые гаммы были уже излишеством. Именно в эти цвета голландский дизайнер и раскрасил свой стул.

Долгое время считалось, что красно-синий стул существовал только в единственном авторском экземпляре. Его фотографии были опубликованы в журнале «Стиль», а сам стул демонстрировали на выставке в Высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии. Хотя стул и был высоко оценен, к нему относились сугубо как к произведению искусства, а не предмету мебели, который можно использовать в повседневной жизни. Так, по крайней мере, было принято считать вплоть до начала 2000-х годов.

Но у красно-синего стула оказалась немного другая судьба. Его все же собирались выпускать серийно и даже продавать в розницу. Это было установлено совсем недавно, когда историки и наследники раскопали на одной из мебельных фабрик в Хопми несколько элементов красно-синего стула. Возможно, сам дизайнер даже не знал, что его продукт хотели запустить в производство. А может и знал, но никаких данных по этому поводу не сохранилось. В любом случае проект так и остался нереализованным.

В наше время стул Ритвельда может пережить свое второе рождение. Сегодня, как никогда, популярны идеи простых форм. К тому же возможность трансформации мебели называют одним из трендов XXI века, так что история красно-синего стула Геррита Ритвельда пока не закончена.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии