необычные ювелирные украшения Алхимия
 
18+

Синтезатор Мурзина

расскажите друзьям
о «Легендах»



необычные ювелирные украшения Алхимия

x_687023fc.jpg

Сегодня многие музыкальные композиции не обходятся без использования электронных клавишных инструментов, именуемых обычно синтезаторами. У всех на слуху такие бренды, как KORG, Casio и другие названия производителей электронных клавишных синтезаторов. Но не японцы и не американцы были первыми в создании синтезированной электронной музыки. Первый инструмент был разработан и построен в СССР и назывался АНС или впоследствии фотоэлектронный синтезатор Мурзина.

Евгений Мурзин был военным инженером-оптиком, создавшим немало интересных устройств, нашедших свое применение в армии. У него была официальная должность «Военный изобретатель». За разработку зенитного прицела он даже получил закрытую Сталинскую премию, которая вручалась за сверхсекретные военные разработки. Но главным увлечением его жизни было не оружие, а музыка.

Мурзин приступил к постройке синтезатора, чертежи которого он создавал до этого в течение 12 лет. Синтезатор он назвал АНС. Это не что иное, как сокращение от полного имени любимого композитора изобретателя – Александра Николаевича Скрябина. Именно музыка этого композитора вдохновила в начале 40-го года Евгения Мурзина и подтолкнула к идее создания фотоэлектронного синтезатора.

Синтезатор изобретатель создал полностью на собственные средства. Сам покупал, а точнее с трудом доставал необходимые детали, сам паял, и к 1958 году синтезатор АНС был готов. Он был таким большим, что под него пришлось выделить почти половину комнаты на даче у изобретателя. Тогда еще применение транзисторной техники не было массовым, и вся радиоэлектроника была ламповой. Но это того стоило.

Синтезатор Мурзина не выглядел так, как мы привыкли видеть сегодня подобные инструменты. Он был более похож на пианино, у которого нет клавиш. Это был все-таки фотоэлектронный синтезатор. У устройства есть нечто похожее на экран из непрозрачного материала, на котором наносился определенный рисунок. Этот рисунок «оббегал» луч света, который фиксировался фотоэлементами. В зависимости от параметров рисунка формировались определенные звуки. По сути, был заложен принцип первых перфокарт с реализацией не в виде битов, а музыки.

Синтезированная музыка открывала новые возможности для современных композиторов. Если в обычной октаве можно было получить 12 звуков, то на АНС целых 72. При этом характер звучания менялся от вполне привычных тембров до звуков неземных цивилизаций. Звуки синтезатора Мурзина использовались потом везде, где СССР презентовал свои успехи в освоении космоса. Например, фильм «К звездам», который показывали по всему миру после полета Гагарина, был озвучен синтезатором Мурзина. Много его использовали и в озвучивании художественных фильмов. В «Бриллиантовой руке» герою Миронова снится, как за ним гоняется загипсованная рука, и при этом звучит «голос» синтезатора АНС. «Солярис», «Освобождение», «Приходите завтра» - список очень большой, синтезатор был популярен.

Сегодня синтезатор продолжают демонстрировать публике. Он хранится в музее Глинки и вполне способен сыграть еще не одну сотню мелодий.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии