18+

Одесский фуникулер

расскажите друзьям
о «Легендах»

412_nestandartnye_konstruktsii_.jpeg

Одесский фуникулер появился одним из первых на территории Российской Империи и является сегодня самым старым из еще действующих систем. Конечно, фуникулер значительно преобразился с момента своего создания, но, как и прежде выполняет свою функциональную задачу, осуществляя подъем и спуск всех желающих попасть в центр города или в Одесский порт.

Фуникулер располагается рядом со знаменитой Потемкинской лестницей. Сама лестница сначала постройки (в 1841 году) не несла особого функционального предназначения, а была лишь частью архитектурного ансамбля центра города и набережной. Желающие попасть в порт пользовались другими спусками. Но когда в Одессе была проложена железнодорожная ветка, соединявшая вокзал со знаменитым Куяльницким лиманом, а недалеко от порта открылась целая сеть заведений с лечебными морскими ваннами, лестницей стали активно пользоваться, чтобы быстро добраться до курортного района из центра.

Власти задумались облегчить участь горожан, которым было все-таки тяжело преодолевать двести ступеней Потемкинской лестницы, и решили построить механическое подъемное устройство. В 1895 году местный инженер Пятницкий предложил проект первого Одесского фуникулера. Но власти без энтузиазма восприняли разработку местного самородка, и попытались привлечь более солидные инженерные компании. Как ни странно, никто из грандов особо не обратил внимания на предложение, и проект Пятницкого приняли.

Одесский фуникулер открылся в 1902 году. Сначала он привлек огромное внимание, но потом, когда за проезд нужно было платить, люди стали гораздо реже пользоваться услугами фуникулера, продолжая ходить пешком. Даже знаменитый одессит Леонид Утесов как то писал о фуникулере, что это бесполезная затея, настоящему одесситу несложно пройтись и по Потемкинской лестнице, тем более, получить от этого удовольствие.

Сразу после революции фуникулер остановили и запустили только в 1926 году. Теперь его основным предназначением было обслуживание не праздных курортников, а рабочих и служащих порта и окрестных районов. Фуникулер без остановок и капитальных ремонтов смог проработать вплоть до 1941 года. На нем даже тросы не менялись, так было все качественно сделано.

В войну фуникулер, конечно, сильно разрушили. Но к 1948 году он был полностью восстановлен и снова начал работу. А в 1970 Советское правительство решило полностью перестроить подъемную систему, убрав привычные вагончики и заменив их эскалаторами, наподобие эскалаторов в метрополитене.

В таком виде Одесский фуникулер (а, точнее, тогда – эскалатор) проработал вплоть до 1998 года, когда уже правительство Украины решило возродить былую славу самого старого фуникулера и снова переделать его, вернув традиционные вагончики. Стройка шла традиционно долго, только в 2005 году, на 211-й день рождения Одессы был запущен обновленный фуникулер, который и работает в настоящее время.

Сегодня фуникулер сложно назвать важным видом транспорта. Одновременно он может перевозить не более 20 человек в обе стороны, да и появились куда более удобные городские маршруты. Но Одесский фуникулер продолжает свою службу уже в качестве одной из достопримечательности Южной Пальмиры.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии