Золотой трон Тутанхамона
Гробница одного из самых известных фараонов Египта — Тутанхамона, единственная почти не разграбленная гробница в Долине Царей. В ней нашли легендарную маску фараона, все погребальные атрибуты, очень много золота и самое важное, что может быть у правителя — трон.
Почти 3300 лет усыпальница молодого фараона простояла нетронутой. Он правил Египтом 6 лет и ничего не успел даже сделать для своей страны, на стенах гробницы и даже на самом троне он изображен беспечным мальчишкой. Рельефы рассказывают о том, как Тутанхамон любил ездить на колеснице, а на спинке трона он совсем не похож на владыку Верхнего и Нижнего царства.
Дело в том, что все изображения, в том числе и на троне, были сделаны жрецами совсем не по канонам погребения. Спинка украшена очень странным изображением: фараон покачивается на троне, его локоть небрежно опирается на спинку, а жена Анхесенамон покрывает благовоньями плечо супруга. Это совершенно не сравнимо с тем, как изображали фараонов в Египте. Как символ власти, как воплощения бога на земле царствующий фараон всегда был занят важными делами. стоял твердо и прямо. Чего нельзя сказать про Тутанхамона.
Вернемся к сокровищу, которое подарила нам его гробница. Трон сделан из дерева и облицован золотыми пластинами, на которых фаянсом, эмалью, стеклом и драгоценными камнями выгравирована сцена из жизни молодых супругов. Над ними вознесся бог Атон в виде животворящего солнечного диска, лучи которого завершаются изображением ладоней. То, что за три с лишним тысячи даже цвета не потускнели, говорит о высоком мастерстве египтян и развитых технологиях.
Ножки трона внизу сделаны в виде львиных лап, а ручки украшают львиные головы как символ храбрости, могущества и власти. О том, как правил молодой фараон, ничего не известно. Известно, что при нем вернулся культ бога Амона, но не факт, что это было именно идеей Тутанхамона.
Однако сокровища гробницы рассказали нам о Египте очень много нового. Трон датируется 1333-1323 годом до нашей эры. Удивительно, что уже в то время люди покрывали золото эмалью, инкрустировали его камнями, наносили позолоту на дерево, сохраняя при этом характер и живость изображений.