18+

Трон Ивана Грозного

расскажите друзьям
о «Легендах»

IMG_2420.JPG

Историю вершат правители, опора любого правителя не только люди, но и трон, на котором он должен величественно восседать. Это имидж, говоря современным языком.

Самым древним русским троном, который дошел до наших дней, считается костяной трон Ивана IV Грозного. Есть версия, что это творение привезла на Русь Софья Палеолог, бабка Грозного, как подарок на венчание Василия III и Елены Глинской, родителей Ивана IV. На троне даже зодиакальная дата их свадьбы «9 февраля 1526 года», торжество произошло 21 января 1526, так что не исключено, что византийцы, которые были приглашены на свадьбу за несколько месяцев, решили таким образом запечатлеть эту дату на память. Но по каким-то причинам дату свадьбы потом, возможно, изменили. Точного объяснения, почему на троне выгравированно это число, все же нет.

Впрочем, вышеописанной версии есть даже подтверждение. Встречавшийся с отцом Ивана Грозного автор исторических «Записок по московитским делам» Сигизмунд фон Герберштейн писал, что принял его во дворце Василий Третий, восседавший на троне из слоновой кости. Его свидетельством подтверждено существование костяного трона в московском Кремле задолго до коронации Ивана Грозного.

Но все же некоторые ученые считают, что с Василием III трон никак не связан и что достался в дар он именно Ивану. Потому что документы с упоминанием «стула костяного» восходят к времени правления самого Грозного. Возможно, он был изготовлен по заказу к венчанию последнего представителя рода Рюриковичей на царство, после чего и получил название «Трон Ивана Грозного».

История вещь очень запутанная, и не ясно, прав ли сам Герберштейн, не обознался ли он, приняв говорившего с ним московского князя за Василия III и отличал ли обычное дерево от резного слонового бивня.

Нет и окончательного мнения о том, кто трон создавал. Кто-то считает, что это дело рук византийцев, кто-то говорит о немцах, а кто-то об итальянцах. Каркас кресла деревянный, он украшен пластинами слоновой кости, с изображениями библейских сюжетов и мифологических животных, такие композиции были характерны для эпохи Возрождения. Большинство из них рассказывает о добродетели, мудрости и храбрости библейского царя Давида. А пластины с батальными сценами, возможно, были добавлены в 1642 году при реставрации трона.

Однако не стоит забывать, что при Рюриковичах резной трон из слоновой кости на Руси появился тогда не впервые. Плененный татарами мастер Кузьма за двести лет до приезда византийской княжны Софьи изладил костяной трон, покрыв его резьбой, восхитившей папского нунция, повидавшего на своем веку только в Италии немало художественных шедевров. И если бы не орда, поработившая мастера, то вполне возможно, что уже в середине 13-го века такой трон мог поражать заезжих гостей в княжеской гриднице.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии