18+

Туринская Плащаница

расскажите друзьям
о «Легендах»

turinskaya-plaschanitsa_(2).jpg

Туринскую плащаницу можно назвать самым первым в мире негативом. На льняном отрезе, который сейчас хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, изображен лик человека, а вот каким образом изображение нанесено на полотно, не известно до сих пор.

Историй появления плащаницы немало, но существуют две основных, которые разделили людей не просто на верующих и атеистов, а на тех, кто верит в подлинность этого и полотна и тех, кто уверен в том, что это обыкновенная подделка.

Согласно версии, которую почти 21 столетие продвигает церковь, именно в этот льняной отрез был завернут Иисус Христос после распятия. Официальное появление христианской реликвии произошло только в 1353 году в Лире, как раз в разгар эпохи массовой фабрикации христианских реликвий. На всеобщее обозрение ее представил Жеффруа де Шарни, который утверждал, что плащаница хранилась у него некоторое время. Именно с Шарни начинается история второй версии о происхождении реликвии.

Откуда французский граф получил такой необычный трофей — тайна, покрытая мраком. Плащаница упоминалась и раньше, во время крестовых походов и визитов некоторых священнослужителей в Константинополь. Примерно в 1200-1201 году, по словам Робер де Клари, участвовавшего в IV крестовом походе, «саван, которым был обернут наш Господь» хранился в монастыре Богородицы Влахернской. Новгородский Архиепископ Антоний видел «погребальные пелены Христа» все в том же Константинополе, только уже в соборе святой Софии.

Но это лишь пара догадок священнослужителей средних веков. Из Византии реликвия пропала, и где она была сто с лишним лет, не знает никто. Только тамплиеры утверждали, что до появления в Лире полотно хранилось у них.

Слухи о плащанице дошли до Ватикана примерно через три месяца, католические эмиссары поспешили в Лиру. Правда, после того, как они осмотрели полотно, был вынесен вердикт, что это обычный рисунок и никакой религиозной ценности экспонат не представляет. Как католики распознали, рисунок это или нет, не известно.

В 1452 году плащаница перешла во владения герцогов Савойских и хранилась в городе Шамбери. Именно там в 1532 полотно пострадало во время пожара в церкви. В 1578 году столицу перенесли в Турин, и герцоги переехали туда. С этого момента плащаница хранится в соборе Иоанна Крестителя. Теперь это собственность Ватикана.

Популярность полотна возросла в конце XIX века, когда обычный фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимок туринской плащаницы. Во время проявки снимков Пиа обнаружил, что на негативах пленки проявился позитив снимка. Как это произошло? Очень просто, ведь как оказалось, сама плащаница — негатив изображения, поэтому гораздо удобнее смотреть на него именно в «фотонегативном» виде.

Начали появляться сотни тысяч исследовательских статей, повсюду люди спорили о том, кто был завернут в это полотно. И христиане явно давали понять, что это именно Иисус Христос. Как резко возросла слава туринской плащаницы, так же резко верующие люди начали находить всевозможные доказательства того, что именно Иисус был завернут в этот саван.

Гипотезы и версии возникали, но потом почти все они были опровергнуты наукой. Например, многие на волне энтузиазма нашли следы всевозможных истязаний. Кому-то казалось, что на полотне есть следы от распухшей щеки, сломанной переносицы. Некоторым кажется, что на лбу есть царапины от тернового венка, что на глазах покойного отпечаток римских монет времен императора Тиберия, а на правом плече — след от креста.

Показаться людям может многое, но и половины из того, что разглядели на полотне с самого начала, на нем попросту нет. Одним из главных предметов для спора стали красные следы около рук, ног, лба и на боку. До того, как ученые сделали химический анализ красных пятен, люди, опровергающие эту гипотезу, говорили, что Иосиф Аримофейский, который бальзамировал Христа, не мог оставить раны непромытыми. Позже был сделан вывод, что красные следы появились раньше самого лика. Аргумент скептиков состоял в том, что если бы в плащаницу и правда был завернут Иисус Христос, то Иосиф, который тщательно бальзамировал тело с помощью тридцати килограммов (цифра, указанная в Библии) масла алоэ и смирны, не мог оставить раны кровоточить.

В 1973 году ученые Фраше и Филограмо провели анализ, который показал, что гемоглобина в пятнах нет. То есть это точно не кровь. Скорее всего, красные пятна — это киноварь (сернистая ртуть), то есть красный краситель. Тесты, проведенные позже, помогли обнаружить следы охры и пурпура. После того, как при анализе ткани в пятнах не обнаружили гемоглобин, теория о кровяных подтеках, казалось бы, должна была потерпеть поражение. Но наука не помешала людям, убежденным в теории о следах крови, остаться стоять на своем. Они утверждают, что следы красок на плащанице появились из-за того, что монахи подкрашивали реликвию для более четкого изображения. Возможно также, что при производстве копий плащаницы, а такие были, их прикладывали к оригиналу для того, чтобы «зарядить божественной энергией», отсюда и следы охры, пурпура и киновари. Парадокс плащаницы в том, что сколько бы не проводилось тестов, их результаты почти всегда опровергают.

Самой большой загадкой для науки до сих пор остается то, как на отрезе льна 4,3 на 1,1 метра появился негатив изображения человека. Причем, это не просто лик, это подробный контур тела, рук и лица мужчины. При замере выяснилось, что проекция человека с тыльной стороны на целых 5 см превышает проекцию с лицевой.

Золотисто-желтый контур изображения образован потемневшими участками льняных волокон. Нить в сечении — это круг. И верхний сегмент этого круга темнее, чем нижний. Потемнение произошло только на верхней части полотна, обращенной к свету, в то время как нижняя сторона нитей осталась белой. Белыми остались даже обращенные вверх сегменты нити — там, где одна нить полотна ныряет под другую, затеняясь ею. То есть потемнение нитей неравномерное. На горбике одной отдельно взятой нити оно максимально. А там, где нить меняет угол, уходя вглубь ткани и подныривая под другую нить, интенсивность потемнения меняется от максимума до нуля.

Это очень похоже на выжигание солнцем или то, как желтеет газета. У льна и газетной бумаги общая основа - целлюлоза. Собственно говоря, засветка ткани или бумаги – это дегидратация, то есть обезвоживание целлюлозы под воздействием электромагнитного излучения. Как только содержание воды в текстильном волокне становится меньше одной десятой от массы сухого волокна, оно темнеет и становится хрупким. Соответственно, апологетами подлинности были выдвинуты две гипотезы.

Апологеты считают, что изображение появилось на полотне в момент воскрешения Иисуса. По их мнению на ткани был оставлен ожог от излучаемой Христом энергии. Поверить в это, конечно, мало кто может. Но доказано, что изображение нанесено точно не красками.

Гипотеза ученых основывается на химии. Когда мертвое тело человека заворачивали в плащаницу, произошла химическая реакция между бальзамическими маслами и телесными выделениями. В результате потемнели нити полотна в тех местах, где оно максимально плотно прилегало к телу. Так получились пятна, образовавшие рисунок тела. Однако как ни пытались авторы этой гипотезы воспроизвести этот процесс, у них не получилось.

После тщетных стараний ученых подтвердить свою гипотезу экспериментально появилась третья. Суть ее в том, что после того, как человека, чей образ запечатлен на полотне, забальзамировали, ткань пропиталась средствами для бальзамирования, в состав которых входили оливковое масло, полисахариды из алоэ и щелочные вещества. После двух дней, в течение которых он пролежал в плащанице, ее выставили на солнце.

Как отмечает автор гипотезы М. Т. Левшенко, «в полуденные часы летних месяцев, особенно в южных районах, количество энергии солнечных лучей у земной поверхности может достигать значительной величины — до 600 Вт/м2. Масляное окружение частей волокон в этом случае играло роль хорошей теплопроводящей среды, способствуя нагреву других участков волокон и, как следствие, их необратимой дегидратации. И здесь есть два механизма. Во-первых, гидрофильные вещества из сока алоэ (полисахариды), попавшие из мази на полотно, формировали водородные связи с молекулами целлюлозы нагретых волокон, вытесняя молекулы воды. А, во-вторых, микрочастицы смолистых веществ, которые образуют в масле суспензию, могли нагреваться гораздо сильнее белых волокон и служить своего рода концентраторами солнечной энергии: под ними дегидратация волокна должна идти гораздо быстрее».

Автору удалось даже экспериментально подтвердить возможность нанесения на ткань дегидрированных отпечатков с помощью масла. Он разболтал в воде толченый ладан и сок алоэ, добавил туда оливкового масла, щепотку соли, немного соды, прогрел, остудил, окунул в смесь ладонь и припечатал ее к белой ткани. А затем положил ткань под ксеноновую лампу со спектром излучения, похожим на солнечный. Время экспозиции составило 20 минут. После этого на ткани остался потемневший след руки желтовато-бурого цвета.

Но этот ли способ использован на туринской плащанице, не известно. Однако эта гипотеза самая реальная из тех, которые предлагались.

Самым сокрушительным опровержением того, что на льняном отрезе изображен Иисус, был радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году группой ученых. Ватикан дал разрешение на взятие проб ткани, после чего образец был разделен на три части и исследован в лабораториях Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Если суммировать результаты всех трех лабораторий, то с 95% вероятностью можно сказать, что появилась плащаница в 1275-1381 годах.

После заявления ученых о том, что «возраст полотна — 690 лет плюс-минус 30 лет, оно было изготовлено никак не ранее XIII века», Ватикан заявил, что и раньше не считал реликвию подлинной, и хранилась она в качестве иконы работы средневекового мастера.

А если отбросить религиозные и скептические предрассудки, то можно сказать, что само полотно — уникальная находка. Гипотезы, которые не направлены на религиозные споры, очень интересны. Например, есть вполне самостоятельная и не менее реальная гипотеза о том, что человек на туринской плащанице не кто иной, как Леонардо Да Винчи. Сторонники этой теории утверждают, что художник сделал свой снимок с помощью камеры-обскура.

Туринская плащаница по-прежнему хранится в соборе Иоанна Крестителя, последний раз ее выставляли на обозрение в 2010 году, следующий показ полотна намечен на 2025 год.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии