18+

Большая коронационная карета

расскажите друзьям
о «Легендах»

00170.jpg

С петровских времен и вплоть до XIX века основным видом транспорта, доставляющим жителей европейских стран из города в город, были конные экипажи, в состав которых входили кареты. В России кареты появились еще в начале XVII века, а до этого пассажиры перемещались верхом, либо в санях и телегах. Конечно же, кареты использовались не только простыми горожанами во время поездок к родне в имение, но и представителями высших слоев общества, в том числе и для торжественных поводов.

22 октября 1721 года Петра I впервые в отечественной истории венчался на трон в титуле императора, а спустя три года 7 мая 1724 года состоялось венчание на царство его супруги Екатерины I. Для венчания императрицы Петр I заказал специальную карету, выполненную из дерева со множеством украшений. Заказ на постройку кареты для Петра I исполнила французская мануфактура Гобеленов. Доставить карету из Парижа в новую строящуюся в устье Невы российскую столицу оказалось делом не простым, пригодных для этого дорог еще не было. Карета добралась не без поломок, которые, однако, удалось быстро исправить. С тех пор коронации представителей императорского дома Романовых не обходилась без использования этой кареты. Доподлинно известно, что карета принимала участие в коронации Екатерины I и императрицы Екатерины Великой.

Кузов кареты покрыт изящной живописью известного французского декоратора Франсуа Буше. Фигуры на бронзовых личинах рессор повторяют скульптуры легендарного Антуана Куазевокса. Корпус кареты выполнен из дерева. Салон обит бархатом и плюшем и имеет восемь окон. Каждое окно занавешивается сплошной плотной занавеской. При оформлении салона кареты было использовано несколько видов кожи, а так же конский волос, резьба и роспись маслом. Венчается карета, как и положено, золотой короной, которая размещена на крыше. Задние колеса чуть ли не в два раза больше передних, это обеспечивало конструкции маневренность и уменьшало тряску внутри салона. Колеса карета посажены на прочные железные ободы. Корпус кареты покрыт большим слоем позолоты и резными украшениями.

У коронационной кареты есть и еще одна любопытная особенность — это ее размеры; при нестандартном росте Петра Великого была необходимость построить высокую карету, садиться в которую было бы удобно для императора. Впоследствии, при Екатерине Великой, карета была дополнена резными коронами с изображением ангелов. Резные короны помещены на задней части кареты. Большая коронационная карета принимала участие и в коронации последнего российского императора Николая II. На кадрах первой в России кинематографической съемки видно как Николай Александрович вместе с императрицей Александрой Федоровной садятся в экипаж, точно такой же, как тот в котором короновалась Екатерина II, и императорская чета в сопровождении парадного конного экскорта покидает территорию древнего московского Кремля.
В настоящее время большая коронационная карета выставлена в Эрмитаже. Любопытно, что в Эрмитаж карета попала из московского Музея игрушек, в котором она хранилась вплоть до 1929 года. Во время Великой Отечественной войны в результате одного обстрела Ленинграда экспонат был поврежден немецким снарядом, пробившим крышу здания. В послевоенный период была проведена масштабная реставрация кареты. Реставрационные работы проводила советско-американская компания и лучшие реставраторы, в числе которых были резчики по дереву и мастера по работе с бронзой и позолотой. Большая коронационная карета дома Романовых выставлялась в Японии и США.

Из общего обихода кареты вышли с появлением поездов, а вскоре и весь гужевой транспорт исчез с городских улиц, его постепенно вытесняли автомобили. Однако как элемент торжественных церемоний коронации кареты используются до сих пор во многих европейских странах, где де-юре сохранилась монархия. В нашей стране необходимость в подобной карете отпала с отречением Николая II, а затем и расстрелом царской семьи.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии