Каслинский чугунный павильон
Ажурный, тонкий, изящный чугун… В такие эпитеты верится с трудом. Мы привыкли, что чугун — это нечто тяжелое, громоздкое и даже грубое. Но, оказывается, чугун может быть совсем иным.
В Челябинской области (Россия) есть город Касли, который вот уже больше века известен чугунным литьем для самых разных нужд — это и оружие, и гвозди, и посуда, и архитектурные элементы и многое другое. Но больше всего Каслинский завод прославился изготовлением художественного литья, хоть это и не является основной деятельностью завода. В 1898 году завод начал готовиться к Всемирной Парижской выставке. Надо было не ударить в грязь лицом перед иностранцами, к тому же победа на столь престижном мероприятии сулила многочисленные заказы. Было решено поставить на выставке чугунный павильон. Это был не первый павильон, создаваемый каслинскими мастерами, но, безусловно, лучший из них. Проект был заказан Евгению Баумгартену, молодому и талантливому архитектору из Петербурга. Баумгартен решил, что павильон будет изготовлен в новорусском стиле, модном в то время в России. Основной чертой этого стиля была эклектичность — то есть соединение элементов из разных эпох. Архитектор особо обратил внимание на древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы.
К работе была привлечена Мария Диллон — первая в России женщина-профессиональный скульптор. Она создала удивительных птиц Сирин и Алконоста, сказочных героев, размещенных в среднем ярусе павильона. И ее же творчество — это драконы, расположенные по верхним углам. В конце 1898 года готовый проект был отослан в Касли, и закипела работа. Сначала рисунки переносились на дерево и тщательно шлифовались, потом по деревянным моделям создавались формы, а уже в формы заливался чугун.
Только к осени 1899 года все элементы были выплавлены и отчеканены. Павильон собирали и разбирали несколько раз — исправляли недоделки, совершенствовали технику и деревянный помост. Ведь везти будущий шедевр предстояло в разобранном виде. Дерево было покрыто слоем «вахромеевской» сажи таким образом, что матовый тон окраски идеально совпал с цветом чугунного рельефа.
В 1900 году в Париж вместе с тремя тысячами деталей отправились и 25 мастеров. С собой они везли еще и чугун в слитках, формовочные пески и древесный уголь – мало ли что могло случиться в дороге. Вдруг понадобилось бы срочно изготовить ту или иную деталь. Кстати, за поездку в Париж всем мастерам выдали новые шубы с бобровыми и каракулевыми воротниками, шапки и сапоги, сшили костюмы из черного плиса. Каслинский чугунный павильон установили в самом центре выставочного отдела горного дела и металлургии, под огромным стеклянным куполом. Лучше места и придумать было нельзя — теперь свет проникал через все изящные отверстия в ажуре павильона. А красный материал, которым павильон был драпирован изнутри, добавлял сооружению величественности. Баумгартен с гордостью отметил, что павильон стал «гвоздем отдела». Успех превзошел все ожидания. Около павильона постоянно была толпа, восхищенные посетители часами разглядывали русское мастерство. Стены конструкции были словно сотканы из изображений фантастических зверей и птиц, чудесных цветов, причудливых рыб и волшебных кораблей. У входа стояла скульптура Николая Лаверецкого «Россия» в виде гордой женщины в доспехах и с мечом. Все можно было потрогать и даже зайти внутрь. Там любопытствующих ждали новые сюрпризы — статуэтки, подсвечники, пепельницы, тарелки, вазы. И все из чугуна. Здесь же заключались торговые сделки, а каждый покупатель получал в подарок брелок из чугуна — рыбку, кабана, собачку, якорь — на память о загадочной и трудолюбивой уральской душе.
Президент Франции Эмиль Лубо выразил восхищение творчеством русских мастеров и пожелал приобрести весь комплекс. Русские назначили цену в два миллиона рублей – деньги по тем временам просто баснословные. Лубо согласился, но потребовал, чтобы в эту цену включили и скульптуру «Россия». «Россия не продается», — ответили французу. Уязвленный Лубо предположил, что как бы ни была красива утварь, стоит уронить ее — и она разобьется. Один из мастеров усмехнулся и столкнул тарелку на пол. Под изумленные возгласы тарелка покатилась по полу, но осталась невредимой.
Возможно, это легенда. Но абсолютно точно то, что Каслинский павильон привез из Парижа высшую награду выставки первого класса — Гран-при.
Увезенные в Россию после выставки ящики простояли на складе до пятидесятых годов двадцатого века. Но сегодня павильон восстановлен и экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.