18+

Римский Кубок

расскажите друзьям
о «Легендах»

00373.jpg

Стекло как произведение искусства. Думаете, такое возможно? История скажет — конечно, да. Мир знал немало стран и городов, славящихся своими искусными стеклодувами — и одной из таких географических областей является Богемия. Кстати, именно от этого названия произошло такое понятие, как «богема». Во второй половине семнадцатого века некий мастер Мюллер изобрел особый сплав стекла. Во-первых, он использовал песок без окиси железа — только такой тогда и можно было найти в Богемии, во-вторых, в сплав были добавлены двуокись кремния и окись кальция. В итоге выплавленное стекло обрело хрустальный блеск, чистоту и прозрачность.

Неизвестно, экспериментировал ли стеклодув с ингредиентами или все вышло случайно — но с тех пор богемское стекло начало составлять серьезную конкуренцию известному венецианскому.

У богемского стекла был очень важный плюс — оно было значительно дешевле. И тем объясняется тот факт, что на территории Богемии даже в простых и бедных домах были изделия из стекла, в то время как в Европе стекло имело большую ценность и считалось прерогативой богачей. К девятнадцатому веку в Богемии насчитывалось около 70 стеклодувных производств, на которых трудились 70 тысяч мастеров. Приблизительно в 1849 году богемские мастера получили крупный заказ на стеклянную посуду с изображением прусского герба. К сожалению, точно узнать имя заказчика и его цели крайне сложно из-за неразберихи, творившейся в то время на территории Габсбургской империи. Так или иначе, заказ включал в себя кубок, который явно должен был принадлежать кому-то из коронованных особ.

Этот кубок выделялся даже среди других искусных произведений богемских мастеров. Из-за формы он был впоследствии назван «римским». Действительно, в античности была традиция изготовления именно таких кубков — больших, массивных, с толстой ножкой и значительным тяжелым основанием. По чаше кубок был расписан детальным изображением Большого герба королевства Пруссия, выполненного с помощью эмали и позолоты. Чаша немного сужалась кверху. Ножка и основание были тщательно украшены резьбой, при этом неизвестный автор применил сочетание разноцветных видов стекла, выгодно подчеркивающее прихотливую форму кубка. Особую красоту кубок должен был приобрести при направлении на него солнечного луча — знаменитое радужное сияние богемского стекла подчеркивало изящество орнамента.

Скорее всего, кубок предназначался Фридриху Вильгельму IV, который в то время правил Пруссией. И, скорее всего, ему так и не довелось полюбоваться, как солнечный свет играет на гранях чудесного кубка. В 1849 году Фридрих Вильгельм, успешно боровшийся с революционными силами Пруссии, получил от них предложение стать кайзером (императором) в обмен на установление конституционной монархии. Возможно, заказ стеклянной посуды был приурочен к коронации, но коронации так и не случилось — прусский король отверг корону от мятежников, назвав ее «собачьим ошейником».

Кто получил кубок в итоге — мы так и не знаем. Известно, что позже он появился в США, где обрел покой в Музее стеклянного искусства в Нью-Йорке. Римский кубок стал жемчужиной коллекции богемского стекла, собранной в музее.

Богемское стекло ценится и по сей день — правда, сейчас его чаще называют «чешское» стекло, ведь такого королевства, как Богемия, уже давно нет. Объединившись с Чешской Силезией и Моравией, сегодня оно называется Чешская руспублика.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии