18+

B 3 Василий

расскажите друзьям
о «Легендах»

почему небо голубое на земле?

wassily-chair_3.jpg

Впервые стальные трубы были использованы для изготовления больничной мебели в 1890 году. Начиная с 1919, их применяют в производстве автомобильных сидений чешской компании «Татра», а в 1924 «Фоккер» поставил на свои самолеты сиденья, изготовленные из все тех же труб. В домашнем обиходе стальные трубы появились в конструкции стула Брейера. Это стало поворотным моментом в эстетике производства мебели, а также началом работы важной промышленной отрасли. Строго говоря, стул не был полностью изготовлен в мастерских «Баухауза», но, тем не менее, он был воплощением того духа, который пропитывал это влиятельное заведение. Для последователей «Баухауза» промышленное производство было «самым современным способом проектирования» — как писал в 1923 году Вальтер Гропиус, основатель компании. А значит, именно производство влияло на экономическую и эстетическую составляющую дизайна.

Выбор материала и самой конструкции стула «Б3» сразу помещал его в промышленный контекст, Брейер считал, что это придаст предмету больше функциональности: «Металлическая мебель просто должна быть необходимой вещью для современной жизни — и ничего больше», — гороворил он.

Энтузиазм Брейера вместе с наблюдением за стабильной работой недавно купленного велосипеда «Адлер» подсказали ему идею использования стальных труб в изготовлении мебели. В то время он был директором древесной мастерской «Баухауза» в Дессау. В 1925 году он впервые обратился к изготовителю велосипедов в надежде реализовать свою идею. Но «Адлер» производство мебели не заинтересовало. Тогда Брейер связался с «Маннесманн», компанией, которая в 1885-86 годах разработала метод бесшовной холодной деформации стальных труб, и поручил согнуть несколько компонентов в нужную форму. Впоследствии он обратился к услугам сантехника и с его помощью создал первый прототип. В том же году — скорее всего, историческое совпадение — Ле Корбюзье представил лестницу из стальных труб в парижском павильоне «Л’Эспри Нуво». Лестница была собрана по принципу велосипедной рамы.

Самое важное новшество дизайна Брейера заключалось в уменьшении тяжести конструкции клубного кресла до легкой рамы из сваренных стальных труб. «Б3» стал примером влияния мебели Геррита Ритвельда на баухаузовский дизайн Марселя Брейера, в частности, в положении сиденья и спинки прослеживается «Красно-синий стул» Ритвельда.

Светоотражающая никелированная поверхность стальных труб заставляет всю конструкцию казаться невесомой — в гораздо большей степени, чем могла бы это сделать древесина. Тонкая ткань усиливает эффект. Идеал Брейера, озвученный им в фильме 1926 года, заключался в искусстве убедить людей, что они сидят на «упругом воздухе». Туго натянутая ткань предохраняла человека от соприкосновения с холодным металлом, а кроме того, вступала в контраст со стальными частями конструкции. При выборе обивки, которой предназначалась роль отражать блеск стальных труб, Брейер сначала отдал предпочтение конскому волосу. Но работа с таким материалом была сложной и дорогой. К тому же петли из конского волоса быстро перетирались о стальные трубы. Наконец, в соответствии с концепцией Брейера была разработана так называемая ткань «Эйзенгарн». Она была использована и во многих следующих проектах, например, в «Б35». Первая версия известна только по фотографии — стул представлял собой сваренную из стальных труб раму с четырьмя отдельными ножками и П-образной вертикальной спинкой. Следующая версия, уже под названием «Б3», была продана в 1926 году компанией «Стандарт Мебель», основанной Брейером, Кальманом Лендьелом и Антоном Лоренцом.

Первый «Б3» состоял из девяти сваренных деталей. Сиденье и спинка были отдельными элементами в окружении стальных труб, а ножки были соединены попарно, образуя дополнительную опору - полозья. Скорее всего, Брейер заимствовал эту идею на самолетостроительном заводе «Юнкер»: там были столы с такими ножками, и их было легко двигать.

«Стандарт Мебель» внесла изменения в проект: детали конструкции теперь не сваривались, а соединялись друг с другом с помощью винтов, гаек и слот-разъемов. П-образный силуэт спинки заменили на два отдельных Г-образных боковых элемента и прикрепили их к сиденью винтами. В ящик объемом в кубический метр помещалось больше пятидесяти стульев в разобранном состоянии. Этим не могла похвастаться даже легендарная модель «№14» от «Тонет».

В более поздней версии спинку соединили с подлокотниками, чем ее укрепили. В 1929 году «Стандарт Мебель» была выкуплена «Тонет», которая оставила «Б3» в производстве всего на два года, но за это время в конструкции было сделано еще больше изменений. Полозья были соединены прямой распоркой, а вместо трубки в передней части сиденья — она мешала ногам сидящего – под обивку была добавлена крестовина, которая поддерживала каркас.

В 1962 году производство было возобновлено итальянской компанией «Гавина», впоследствии поглощенной фирмой «Нолл». В честь мастера «Баухауза» Василия Кандинского, который с самого начала обратил внимание на революционную эстетику стула, «Гавина» окрестила «Б3» «Василием». Это название используется и поныне.

С самого начала «Б3» стал центром внимания архитекторов, дизайнеров, художников и посетителей «Баухауза» в Дессау, где копии стула стояли в ряде домов поселка для мастеров. В 1926 на персональной выставке Брейера в Кунстхалле в Дрездене стул уже был известен как шедевр.

Увлечение Брейера складной мебелью во имя экономии места заставило его разработать складной вариант «Б3» в 1926, через год он получил немецкий патент на изготовление обеих моделей.

Вместе с другими предметами мебели из стальных труб, которые уже производились Мартом Стамом, Мисом Ван Дер Роэм и прочими дизайнерами, Брейер показал миру свой стул на престижной выставке «Ди Вонунг» («Квартира») в Штутгарте. Впервые представители промышленности и общественности могли полюбоваться на «Б3» своими глазами. Люди оценили мебель из стальных труб, потому что она была легкой, гигиеничной и износостойкой. В тридцатые годы такая мебель стала очень модной, а сегодня является воплощением самого духа первой половины двадцатого столетия.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии