Б 64 Ческа
Консольный стул Марселя Брейера является одним из самых известных стульев в мире, но чаще всего внимание покупателей к нему привлекают его более дешевые копии. Любовь Брейера к конструкциям из стальных труб и умение их использовать для изготовления стульев отлично иллюстрирует клубный стул «Б3» («Василий»), созданный в 1925 году. Брейер начал революцию, отказавшись от традиционного каркаса стула или кресла на четырех ножках, но, тем не менее, сама эта идея ему не принадлежала.
Голландский архитектор Март Стам уже ввел понятие «консольного стула» для творчества Хайнца Раша и Людвига Миса Ван Дер Роэ. Это произошло в 1926 году в ходе подготовки к выставке союза «Веркбунд» «Ди Вонунг» («Квартира») в поместье Вайсенхоф в Штутгарте. Дизайн такого стула далек от свободной формы качалки, для нее он не слишком гибок. Людвиг Мис Ван Дер Роэ был первым, кто поднял идею создания стула без традиционной поддержки в виде ножек – как в конструкции стула «МР10». Затем дизайнер предложил заменить прямые ножки изогнутой трубой, повторяющую форму сиденья. Оба стула появились на выставке «Ди Вонунг» в 1927, где их и увидел Марсель Брейер.
Несмотря на то, что Брейер позволял многим фирмам производить мебель из стальных труб по его чертежам, эксклюзивное право на изготовление стула «Б32» без подлокотников и «Б64» он отдал «Тонет». Жалобы Стама на использование его конструкции Брейер отклонил, аргументировав это тем, что ранее, в 1925-26 годах, он разработал П-образный стул для столовой «Баухауза». Если его положить набок – ясно просматривается принцип консольного стула.
Основное отличие «Б64» от модели Стама заключалось в сочетании стальной конструкции из труб с деревянным каркасом для сиденья и спинки, обтянутых плетением в венской технике. Кроме того, «Б64» был выполнен в первоначальной технике холодной деформации труб.
Даже если Брейер и не был создателем конструкции консольного стула, его упругий и свободный стул-качалка имел просто огромный коммерческий успех. Когда в 1962 году итальянская компания «Гавина» взяла на себя производство мебели по чертежам Марселя Брейера, стул «Б64» получил имя «Ческа» – в честь приемной дочери Брейера Франчески.