18+

Палийский канон

расскажите друзьям
о «Легендах»

pali-canon.jpg

«Палийский канон» — не что иное, как собрание буддийских текстов, написанных на языке пали. Это собрание текстов известно также под названием Типитака. Этот письменный источник считается одним из источников исторических данных о раннем буддизме. Кроме религиозных сведений это писание несет в себе сведения о культурной, экономической и социально-политической жизни Индии в период первых веков до нашей эры.

Существуют данные о том, что тексты, вошедшие в «Палийский канон» несколько столетий передавались из поколения в поколение устно. Систематизация устных текстов впервые произошла во время Первого буддийского собора, после паринирваны Будды Гаутамы. На собрании всех учеников Будды двое из присутствующих воспроизвели наизусть все правила и законы, которым их учил Будда. Так появились два раздела «Палийского канона» — «Виная» и «Сутта». Собрание текстов поделено на части, пересекающиеся по смыслу. Для передачи и сохранения каждого раздела назначался отдельный монах. Многие из учений Будды передавались в виде рассказов и песен.

Второй буддийский собор был проведен примерно через сто лет после первого. На этом соборе появилась одна из частей «Палийского канона» — «Абхидхамма-питака», в которой речь идет о расколе среди монахов. Таким образом, становится понятно, что состав книги менялся от одного Собора к другому.

В виде письмен на пальмовых листах «Канон» появился только после Четвертого буддийского собора, приблизительно в 80-м году до нашей эры, по прошествии четырехсот лет после смерти Будды.

В 1871-м году в городе Мьянме (Мандалай) по окончании Пятого буддийского собора текст «Палийского канона» вырезали на семиста двадцати девяти мраморных плитах, имевших высоту почти два метра. Каждая из этих плит помещена в специальную маленькую Питака-пагоду. Эта самая большая в мире высеченная из мрамора книга стоит и по сей день неподалеку от пагоды Куто-до, близ города Мьянма под Мандалайским холмом.

В 1900-м году тексты, высеченные на мраморе, были напечатаны на бумаге и изданы в количестве тридцати восьми томов по четыреста страниц в каждом. Это издание подготовил и опубликовал Филип Рипли.

«Канон» в настоящее время имеет три версии: тайскую, бирманскую и сингальскую.

Существуют мнения ученых, состоящие в том, что считать «Палийский канон» источником сведений о раннем буддизме или же учениями самого Будды ненаучно. Это говорит о легковерии, поскольку «Канон» в виде письменного источника появился только через четыре сотни лет после нирваны Будды.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии