Чайный канон
Крохотные фарфоровые чашечки, особые чайнички из исинской глины, которые принято мыть только снаружи, чтобы в стенках накапливался аромат чая, строгая очередность разлива в соответствии со статусом присутствующих гостей, приятная атмосфера и непременная статуя божества Ча Шэнь — так выглядит китайская чайная церемония, уходящая своими корнями в тысячелетия.
Даже сейчас, когда ритм нашей жизни, казалось бы, не оставляет времени на долгие беседы и неторопливое смакование напитка, давно ставшего таким привычным, в Китае помнят и чтут традиции чаепития, которые уже возведены в ранг своеобразной национальной религии.
«Отцом» китайской чайной церемонии считают Лу Юя — ценителя и знатока чая, способов его приготовления, подачи и пития этого отнюдь не рутинного напитка. Лу Юй посвятил изучению сортов, обработки и заваривания чая всю свою жизнь, а итогом его изысканий стал «Чайный канон» («Ча цзин») — настоящая ода китайскому чаю.
В семь тысяч иероглифов вместились годы странствий, зачастую — лишений, отшельничества и одержимого стремления постичь тайны природы. С истинно китайской тщательностью Лу Юй собирал чай везде, где росли чайные кусты и деревья, отбирал воду для приготовления напитка и запоминал ее вкус: есть легенда о том, что этот чудаковатый отшельник мог отличить озерную воду от речной, прибрежную — от глубинной, просто попробовав ее.
«Чайный канон» — это десять глав, где подробно описаны сорта китайского чая, вода для заваривания, тонкости чайного этикета, а еще — способы лечения чаем и предупреждения о том, какие горести и болезни могут постичь того, кто готовит и пьет этот напиток неправильно.
Лу Юй в своей работе учил, что лучшая вода для чая — родниковая, а колодезная только все испортит. Воду у берега и вовсе брать не стоит — эта простая истина особенно актуальна сейчас. Интересны и способы прожарки чая: мудрец советовал в некоторых случаях с листьями не церемониться, а без устали колотить их ступкой, чтобы лучше измельчить.
Заваривать чай, говорил Лу Юй, можно не больше четырех раз, измеряя продолжительность определенным количеством медленных вдохов и выдохов, — только тогда чай раскроет все глубины своего вкуса и принесет не только наслаждение, но и здоровье.
Многие из этих наущений сейчас вызывают лишь улыбку, но во времена династии Тан, когда создавался «Чайный канон», работа Лу Юя стала фундаментальным научным трудом, заслужившим не просто высокую оценку монарших особ, но позволившим ученому почувствовать себя божеством еще при жизни: Лу Юя возвели в ранг чайного бога, а его «Чайный канон» обрел бессмертие и славу на века.
Эта слава распространилась далеко за пределы Поднебесной, чаем заинтересовались в Европе и стали понемногу учиться его заваривать и пить: сначала — как целебное снадобье, а потом, распробовав, — просто ради удовольствия. То, что сейчас на наших столах дымится чашка чая, — во многом заслуга древнего китайского отшельника Лу Юя.
Постичь все тонкости «Чайного канона» — значит, понять образ мышления китайцев, их многовековую культуру, историю и традиции. Задача, что и говорить, архисложная, ведь даже в самом Китае далеко не каждый досконально знает свод правил приготовления и подачи этого напитка.
Только истинные мастера чайной церемонии, посвятившие чаю всю свою жизнь, умеют выстроить двухчасовую церемонию (именно столько она обычно длится) с учетом всех мелочей и нюансов. Результатом мастерства становится завораживающее действо, приглашение поучаствовать в котором — знак огромного уважения и почета.
И пусть за окнами маленькой китайской чайной шумит мирская жизнь, а здесь время как будто повернулось вспять, унеслось на целое тысячелетие назад: тихонько позвякивают почти прозрачные чашечки, льется из миниатюрных чайничков золотистый напиток, течет тихая беседа — идет старинная чайная церемония.