18+

Дом Трюсс Шрёдер

расскажите друзьям
о «Легендах»

13081_orig.jpg

Увидев дом Шрёдер впервые, вы наверняка задумаетесь о том, почему сооружение, близкое по духу стилю хай-тек, возникло на ничем не примечательной буржуазной улочке, где дома могут похвастаться разве что традиционной кирпичной кладкой да черепичными крышами. Выбивающееся из общего строя здание хранит свою интригующую историю, начавшуюся в далёком 1924 году.

Трюсс Шрёдер, вдова 35 лет и мать троих детей, не слишком ладила с покойным мужем. В юности она мечтала об архитектурном будущем, но замужество помешало амбициозным планам: учёбу пришлось бросить, а творческие порывы заглушить. К счастью, ненадолго. Дело происходило в Утрехте, голландском городе, который никогда не приходился по душе госпоже Шрёдер. Ей хотелось или уехать, или хотя бы видоизменить окружающую обстановку, чем она и занялась после смерти супруга.

Второй герой этой истории – Геррит Ритвельд, растивший шестерых детей и знавший об архитектуре немного: на момент встречи с Трюсс он лишь начинал постигать азы этого искусства. Однако именно с его подачи вдова словно сбросила оковы мещанства, сдерживающие её более 10 лет, и решила построить новую жизнь в новом доме. Но в этот раз всё должно было получиться именно так, как она считала нужным.

Дом Шрёдер задумывался как антипод традиционного жилого здания: долой цветные занавески, долой буржуазные гостиные и даже стены долой. Конечно, существовали некоторые архитектурные нормы, общие для всех, но их Ритвельд и Шрёдер успешно обошли, первый этаж оформив относительно традиционно, а второй окрестив чердаком - и это при том, что он отводился для спален хозяйки и её детей.

Однако звание чердака позволяло верхней половине дома трансформироваться, словно по мановению волшебной палочки: стены, роль которых выполняли перегородки, существовали лишь тогда, когда они были нужны, мебель благополучно складывалась – кровати, например, появлялись только ночью, а роль надоевших занавесок выполняла цветная фанера.

Любопытно, что некоторые задумки оказались пророческими. Находя центральное отопление неуместным в столь оригинальном жилище, Ритвельд провёл под окнами трубы, а чтобы открыть и закрыть дверь, нужно было жать на кнопки. А с кухни ко второму этажу ездил лифт, подающий еду, поскольку хозяйка хотела жить лишь наверху, где ощущала себя на своём месте.

Это были лишь 20-е годы прошлого века – время керосинок, скобяных изделий и шпингалетов. И всё же привычные для того времени вещи каким-то образом уживались с настойчивыми, хотя и подчас неуклюжими, попытками двух гениев создать нечто авангардное. Собранный из разнообразных дощечек и кирпичиков, напоминающий скорее результат работы с детским конструктором, чем жилое помещение, дом действительно стал предком популярного сегодня стиля хай-тек.

Оформлением фасада занимался Ритвельд, а в дизайне внутреннего пространства свои фантазии воплощала сама хозяйка. Став вдовцом, архитектор переехал к Трюсс, прожив с ней до самой своей смерти. Госпожа Шрёдер пережила возлюбленного на много лет, скончавшись в 1985 году. К этому времени она с помощью детей создала фонд Ритвельд-Шрёдер, позаботилась о реставрации своего необычного дома, приняла тысячи посетителей, желавших полюбоваться строением. Кстати, от них ей даже на крыше прятаться приходилось.

Дом отвёрнут от улицы, глядя в противоположную сторону, где в первой половине века задумывалась новая улица. Вместо неё построили автодорогу, что очень разозлило Ритвельда и, как говорят, преждевременно свело его в могилу.

Сегодня Дом Трюсс Шрёдер включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для всех желающих. И всё же попасть внутрь не так просто: на экскурсию следует записываться заранее, а больше 10 человек одновременно в дом не пускают. Кроме того, фотографировать здание можно лишь снаружи, а внутри разрешено только зарисовывать и записывать.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии