18+

Керамика Раку

расскажите друзьям
о «Легендах»

f875094076-posuda-keramiche.jpg

Эстетика японского понимания красоты заключается в понятии ваби-саби. Приблизительно это переводится как «скромная простота». В Японии привлекательной считается сдержанная красота неярких вещей, мимолетных настроений — того, что мы скорее чувствуем сердцем, чем воспринимаем глазами.

Естественность, самобытность и одухотворенная простота японской керамики Раку покорили сердца японцев еще в XVI в. Основатель этого стиля — мастер Тодзиро — отказался от использования гончарного круга. Керамика Раку создается только вручную. Поэтому каждое изделие – уникально. Мастер каждый раз творить нечто новое — в этом тоже есть ваби-саби: мимолетность и отсутствие механического совершенства вещи. Керамические чаши и вазы Раку ассиметричны, окрашены в природные цвета: коричневый, желтоватый, черный, иногда красный. На первый взгляд они кажутся незавершенными или, наоборот, уже старыми, использованными. В этом вся прелесть. Не каждый способен оценить простоту и несовершенство чашки Раку.

Возникновение керамики Раку тесно связано с таинством чайной церемонии. Первые изделия Раку были созданы для церемоний дворца Юракудай в Киото. В строительстве дворца принимал участие знаменитый мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю. Ему хотелось, чтоб появились чаши, воплощающие понятие ваби-саби и отражающие философские воззрения дзен-буддизма. Эта работа была поручена черепичнику, сыну китайского переселенца, — Тодзиро. Так появилась керамика Раку. Ручная лепка позволяла создать ассиметричные чаши, гармоничные в своем несовершенстве.

Для обжига керамических изделий Раку используются крайне высокие температуры. Из-за этого изделия часто покрываются сеточкой трещин или выглядят оплавленными по краям. Это придает им особую одухотворенность. Иногда на чаше или вазе можно заметить следы пальцев мастера — и это тоже часть узора керамики Раку.

Основной вид керамики Раку — чашки «тяван». Их толстые высокие стенки долго сохраняют температуру чая и не позволяют обжечься, а их края, покрытые глазурью, приятны на ощупь. Их внешний вид завораживает и помогает сосредоточиться на ощущении скоротечности бытия. Да, керамика Раку способна пробудить в Вас философа-созерцателя.

Мастеру Тодзиро даровали фамилию Раку. С тех пор уже 15 поколений семьи Раку занимаются гончарным делом и поддерживают керамические традиции, заложенные Тодзиро. Нынешний глава семьи Раку — Кичидзаемон XV (род. 1949 г.) также создают керамические чаши.

Лучшие образцы керамики Раку получают собственные имена и ценятся наряду с выдающимися произведениями искусства (например, чаша "Фудзи-сан"). Кстати, не только в Японии.

Семье Раку принадлежит музей Раку, в котором каждый день (кроме понедельников) выставляются лучшие керамические шедевры, а также принадлежности для чайной церемонии. В музее проводятся специальные выставки, во время которых посетителей знакомят с историей семьи Раку, с самим стилем Раку и его особенностями. В музее можно приобрести некоторые изделия в стиле Раку. Можно купить чай для истинных ценителей.

В Европу этот стиль был привезен в первой половине ХХ в. известным английским керамистом Бернардом Личем. Он много лет провел в Японии, изучая гончарное дело, всей душой проникся стилем Раку — и открыл керамическую мастерскую у себя на родине. Кстати, в семье Лич керамика Раку тоже прижилась. Внук Бернарда Лича — Саймон — известный керамист. В наше время керамика Раку очень популярна в Америке и в Европе. В России тоже можно найти приверженцев этой традиции.

Создание керамических шедевров в стиле Раку требует особого мастерства. Ведь Раку — это не просто «неаккуратно» вылепленная из глины чашка, покрытая потрескавшейся глазурью. Это особый стиль. Это загадочная душа Японии в материальном воплощении.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии