18+

Чайка

расскажите друзьям
о «Легендах»

9b61c9add26ae66de11f78f97af7a160_L.jpg

«Чайка» - это советский автомобиль представительского класса, который был основным средством передвижения первых лиц государства и высокопоставленных чиновников в СССР в течение 2-й половины XX века, вплоть до распада Союза в начале 1990-х. Про этот автомобиль, точнее, про некоторые его экземпляры, ходила масса легенд. Так, например, каждый автомобиль «Чайка», который сегодня еще можно найти в продаже, принадлежал либо Брежневу, либо Пугачевой. Так, по крайней мере, утверждают их владельцы. Ведь такие машины попросту не попадали к обычным людям.

ГАЗ-13 Чайка советский правительственный автомобиль



Автомобиль «Чайка» производился с 1959 по 1989 года. За это время было выпущено до 4300 экземпляров. Известно две основные модификации машины – ГАЗ-13 и ГАЗ-14, но было еще несколько специальных моделей, которые изготовлялись в единичном экземпляре для того или иного заказчика.

Прообраз "Чайки" - Packard Patrician



Причиной появления нового представительского автомобиля в СССР, как не странно, стал его дизайн. В середине 50-х в Союзе уже существовал достаточно добротный с технической точки зрения правительственный автомобиль ГАЗ-М-12, известный более как «ЗиМ». Дизайн этой машины был позаимствован у американских моделей конца 40-х годов. Но период с 1950 по 1960 годы ознаменовался как прорыв в области промышленного дизайна автомобилестроения. Машины меняли свой облик с неописуемой скоростью, и ЗиМ начала 50-х выглядел просто безумно архаично на фоне современных мировых машин аналогичного класса.

Советские дизайнеры с моделью "Чайки"



Переделку решили вести на основе все того же ЗиМа. Так появилась первая «Чайка» - ГАЗ-12В. Но модель не смогли существенно изменить, не позволял конструктив кузова. Поэтому было принято решение создавать абсолютно новую машину, улучшив сразу и ее технические возможности. Был объявлен открытый конкурс по всему Союзу. В нем принял участие и проект автомобиля «Москва» или ЗиЛ-111, который многие считали главным претендентом на победу. Но победил дизайнерский проект Льва Ереемева, сотрудника Горьковского автозавода, который был одним из дизайнеров и появлявшейся тогда «Волги» (ГАЗ-М-21).

"Чайка" - вид сзади

"Чайка" - торпеда



Работы по созданию новой «Чайки» шли примерно три года. Если с техническими характеристиками разобрались очень быстро, то внешний облик машины менялся координально. Многие считают, что финальная версия ГАЗ-13 это переработка американских Packard Patrician и Caribbean, но это не так. Конечно, советские дизайнеры многое взяли у американцев и немцев, но при этом создали все же свой советский концепт представительского автомобиля.

ГАЗ-13Б - фаэтон

ГАЗ-14 - кабриолет

ГАЗ-13С - медицинский вариант



Первый ГАЗ-13 сошел с конвейера в Горьком в начале 1959 года. Среди модификаций можно выделить версию «кабриолет» или «фаэтон» (ГАЗ-13Б), бронированный ГАЗ-13А, медицинский ГАЗ-13С и массу личных спецавтомобилей для лидеров соцстран. Выпуск серии ГАЗ-13 велся вплоть до 1977. В этом году на смену ГАЗ-13 приходит обновленная «Чайка» — ГАЗ-14. Ее также разрабатывали в течение 10 лет, и причиной появления снова было желание не отставать от дизайна американских машин, который опять ушел далеко вперед.

Брежнев в Чайке

Первая ГАЗ-14 была подарена лично Брежневу на день рождения еще до своей официальной премьеры. Может быть поэтому, все «Чайки» сегодня и принято называть не иначе как «машина Брежнева».

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии