18+

ЗАЗ-965

расскажите друзьям
о «Легендах»

ZAZ_965.jpg

ЗАЗ-965 – именно такую маркировку имеет самый популярный советский микролитражный автомобиль. Более привычное для многих название – «Запорожец», а в народе машину именовали просто «горбатый». Хотя промышленный выпуск машины велся всего девять лет, за это время было выпущено более 320 000 экземпляров.

Горбатый «Запорожец» был по-настоящему народным автомобилем. Причин его так называть было несколько. Первая из них – автомобиль появился исключительно благодаря многочисленным письмам и телеграммам, которые приходили от советских граждан в различные инстанции того времени и содержали просьбу наладить выпуск недорогой компактной машины.

В то время (середина 1950-х годов) был прекращен выпуск «Москвич-401», которая представляла собой легкий автомобиль на четыре места. На его смену пришел «Москвич-402», но это была уже модель больших размеров, мощности, да и самое главное, стоила почти в два раза дороже. Но народу нужен был другой автомобиль.



Тогда на московском заводе и задумались над разработкой принципиально новой машины. И стали изучать мировой опыт. Прообразом ЗАЗ-965 (правда, в те времена он носил аббревиатуру НАМИ, по названию НИИ, которое разрабатывало машину совместно с московским автозаводом) стал итальянский Fiat 600. Но только прообразом. В ЗАЗ-965 было многое изменено.

Это была первая и последняя массовая модель, в которой двигатель размещался сзади, исключая необходимость в трансмиссии и передавая крутящий момент непосредственно на задний мост. Такая схема позволяла добиться значительной компактности при хорошей проходимости машины.

Вторая причина, почему автомобиль был признан народным, – это формирование его цены, исходя не из производственной себестоимости, а из эквивалента стоимости 1000 бутылок водки. На момент выхода ЗАЗ-965 в 1960 году бутылка водки стоила 18 рублей (которые после деноминации в 1961 году превратились в 1 рубль 80 копеек), поэтому стоимость нового автомобиля установили в районе 18 000, а с 1961 года 1800 рублей соответственно. В среднем это было 10 - 15 ежемесячных зарплат и среднестатистическая семья могла спокойно за полгода - год накопить на долгожданную машину.



Автомобиль получил марку ЗАЗ-965, когда, закончив разработку модели, ее решили запускать в серийное производство. Но сделали это не на московском автозаводе, который на тот момент уже был перегружен выпуском других марок, а на Украине, приспособив под этот проект завод в Запорожье, ранее выпускавший сельхозтехнику. Так и появился «Запорожец».

Прозвище «горбатый» модель получила из-за характерного профиля задней части, образующий своеобразный горб при переходе от заднего стекла к капоту. Хотя существовали и другие имена, типа «жужик» или «слоненок», но они были менее распространены.



Сегодня автомобиль стал частью советского культа. Некоторые модели продолжают успешно служить своим владельцам, и стоимость «горбатого Запорожца» в хорошем состоянии может достигать нескольких тысяч долларов, что только доказывает огромную популярность автомобиля.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии