18+

Жостовские подносы

расскажите друзьям
о «Легендах»

984282094.jpg

История промысла жостово берет свои истоки примерно в начале 19 века. В то время, в ряде Подмосковных сел — Жостове, Осташкове, Хлебникове появились мастерские по изготовлению различных расписных изделий, в основном из папье-маше. Производство же подносов было крепко связано с фамилией братьев Вишняковых, именно они впервые в 1825 году открыли свое предприятие по изготовлению металлических расписных подносов, поддонов, чайниц, альбомов и прочих вещей. Но постепенно именно подносы вытеснили другие предметы обихода и навсегда завоевали сердца многих россиян. В Москве закупались все основные инструменты и материалы для производства данного ремесла. А близкое расположение к столице увеличило доходы от этого промысла и позволяло производить максимальный сбыт продукции даже без посредников!

Главной тематикой жостовской росписи служат цветочные букеты, различные картины, красивейшие фруктовые натюрморты. Композиции на подносах очень лаконичные — в цветочном букете сочетаются нежные садовые и полевые цветы, а бортики подноса преимущественно раскрашивают золотистым орнаментом. Очень важной традицией считается то, что самый большой цветок должен иметь немного розоватый отблеск. Особо важен прием росписи подносов — рисунок предварительно не наносится, мастер все делает свободными кистевыми мазками. Самый популярный фоновый цвет — черный. Все предметы получаются очень объемными и выпуклыми — это происходит при помощи особого перехода тонов от темных к светлым.

Нынешняя технология изготовления жостовских подносов мало чем отличается от первоначальной. Тончайший железный лист кладется под пресс в определенной форме и выравнивается. С лицевой поверхности поднос грунтуется и затем наносится шпатлевка, далее легкими движениями по подносу несколько раз проводят шкуркой и покрывают черным (или же другим цветом) лаком. Всего наносят три слоя лака, что и придает подносу особый блеск. Просушка подноса происходит в печи при 90 градусах по Цельсию. Мастер расписывает поднос без трафарета очень мягкими кистями и масляными красками, которые разбавлены льняным маслом. Одновременно художнику приходится работать сразу с несколькими предметами для того, чтобы узор на них был одинаковый.

Во всем мире восхищаются этим ремеслом и пытаются даже подражать, многие стараются перенять манеры наших жостовских мастеров, однако это практически никому не удается, поскольку люди, работающие на производстве, помимо великого художественного таланта и мастерства, обладают упорством и многолетней, отточенной до идеала техникой.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии