18+

Вазы династии Мин

расскажите друзьям
о «Легендах»

Ancient-Chinese-Vases-1.jpg

Самым изящным подарком Китая человечеству, без сомнения, является фарфор. Неслучайно слова Китай и фарфор обозначаются в английском языке одним словом — "china".

История фарфора исчисляется тысячелетиями, но подлинного расцвета фарфоровое производство достигло в эпоху правления династии Мин (1368-1644). Китайские императоры не только заботились о фарфоровых заводах, но даже лично контролировали качество росписи.

Китайцы говорили, что фарфор должен быть голубым, как небо, звонким, как гонг, прозрачным, как стекло, и тонким, как бумага. Этим высоким критериям полностью отвечали вазы династии Мин — подлинные произведения искусства. Их высочайшая художественная ценность проявляется, прежде всего, в невероятном равновесии соотношения качества фарфора, совершенства формы и красоты рисунка. Каждая ваза абсолютно уникальна, над ее созданием более года трудились около 80 мастеров.
Характерная черта сосудов эпохи Мин — способ украшения подглазурным кобальтом, имеющим синий цвет. Вазы, относящиеся к раннему минскому периоду, имеют светлый серо-голубой оттенок и украшены цветочным или растительным орнаментом синего цвета.

Технология изготовления была очень сложной и хранилась в тайне; за ее разглашение можно было лишиться жизни. На заготовку вазы, сделанную из специальной глины — каолина, наносили цветовой пигмент и роспись. Затем вазу покрывали многослойной глазурью (слои различались по прозрачности), придающей изделию особый блеск. После этого вазы обжигали в специальной печи без доступа кислорода при очень высокой температуре - примерно 1300 °C. Именно при такой температуре глина становилась прозрачной и водонепроницаемой, а серая краска становилась ярко-голубой.

Вазы династии Мин обладают удивительной особенностью — они выглядят почти прозрачными; сквозь тончайшие стенки можно увидеть ноготок пальца. Удивительный секрет, как средневековым умельцам удавалось достигать такой степени прозрачности, не раскрыт и сегодня.

С XV в. китайские мастера начали использовать наряду с кобальтом красную краску, а с XVI в. наступила эра полихромной росписи, сочетающая подглазурный кобальт и яркие эмалевые краски. Сложнейшая технология двойного обжига включала нанесение кобальтовой краски, высокотемпературный обжиг, наложение надглазурных красок — эмалей желтого, зеленого, фиолетового и красного цветов и повторный обжиг.

Подлинное восхищение вызывает многообразие тематики росписи. Основными мотивами считались цветы и различные животные — рыбы, лани, драконы, львы, олени. Мастера росписи использовали при создании композиций изображения людей, детей. Все рисунки имели благожелательный смысл и были глубоко символичными. Так, пионы означали пожелание богатства и процветания, лотос означал благородство, дракон олицетворял власть и силу, аисты — долголетие. Изображение играющих малышей несло пожелание многочисленных, образованных сыновей.

Одну вазу расписывало несколько художников, так как в Китае существовала специализация мастеров росписи. Орнаменты на вазах отличает изящество и чистота линий, гармония пропорций, сочность красок, насыщенность сюжета.

В XVI веке благодаря португальским купцам и мореплавателям фарфор попал в Европу. Его стоимость была невероятно высока, неслучайно его называли «белое золото» и дарили особам королевской крови. Экспорт фарфора достиг небывалого размаха. С этого времени термин «минская ваза» становится синонимом китайского фарфора для большинства европейцев.

В наше время вазы династии Мин хранятся в основном в частных коллекциях. Цена их, как и в средние века, невероятно высока. В 2010 г. одна из ваз была продана на аукционе за 83 миллиона долларов.

Сегодня вазы династии Мин — это классика, выдержавшая испытание веками.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии