18+

1951 «ГАЗ-Торпедо»

расскажите друзьям
о «Легендах»

GAz_torpeda_1.jpg

Великая Отечественная Война закончилась, и советский автомобильный спорт постепенно возрождался, опыт создания скоростных автомобилей хоть и медленно, но накапливался. Это был длительный и тяжелый процесс, поскольку многие именитые конструкторы довоенных времен на время боевых действий переквалифицировались в создателей и проектировщиков военной техники, например, А. Пухалин и А. Никитин. А некоторые талантливые инженеры (например, В. Ципулин) и вовсе были репрессированы. И, тем не менее, остались люди, которых смело можно назвать флагманами советского автопрома. На ЗИСе это был В. Ростков, а на ГАЗе – А. Смолин.

Именно Смолин в 1951 году придумал уникальный дизайн новой разработки ГАЗа – модели СГ-2, которая широкой публике известна под названием Торпедо. Обтекаемый каплевидный корпус, был совсем не похож на другое известное детище ГАЗа – Победу-Спорт. Это была совершенно новая конструкция, созданная буквально с чистого листа. При разработке своего проекта Смолин прибегал к использованию передовых авиационных технологий.

Эта машина получилась значительно легче своей предшественницы – Победы, при этом обладая намного лучшей обтекаемостью. Корпус состоял из дюралюминиевых профилей, обшитых листами алюминия. Длина кузова составляла целых 6300 мм, ширина – 2070 мм, а высота – 1200 мм. Вес болида составлял 1100 кг. Объем стандартного двигателя М20 увеличили до 2487 см. куб., установили нагнетатель типа «Рутс» и карданный вал как на Победе-Спорт, состоящий из двух частей, разделенных промежуточной опорой. Движок состоял из четырех цилиндров со степенью сжатия 6,0. Также имела место трехступенчатая коробка передач без синхронизаторов, клапанный механизм SV и один карбюратор. Машина получилась довольно мощной – 105 лошадиных сил при оборотах 4000 в минуту. Но, несмотря на все технические ухищрения, побить рекорд скорости ЗИСа-112 она не смогла. Максимальная скорость Торпедо – 190 км/ч, автомобиль проходил 1000 метров за 33, 7 секунды. На этом спорткаре было установлено два рекорда всесоюзного значения.



И все же, нельзя не отметить передовые идеи Смолина, использованные при создании ГАЗ-Торпедо. Это была своеобразная тренировка перед созданием более совершенных конструкций, ведь впервые была построена машина с такими великолепными аэродинамическими свойствами. Они были достигнуты именно благодаря уникальному обтекаемому дизайну корпуса, предложенному талантливым инженером Смолиным. Для Торпедо характерна отличная управляемость, чем, кстати, не могут похвастаться ни ЗИС-112, ни Победа-Спорт. Да и многие авто 50-х годов не отличались легкостью и маневренностью. В результате модели СГ1 и СГ2 послужили отправной точкой для воплощения в жизнь идей о сверхскоростном авто, способном легко бить мировые рекорды. И такой аппарат вскоре был построен и оснащен турбодвигателем, но это, конечно, отдельная история.

Радует то, что удивительный сигарообразный автомобиль ГАЗ-Торпедо очень хорошо сохранился до наших дней. Сейчас автомобильный музей ГАЗа занимается работами по восстановлению этого прекрасного образца советской инженерной мысли.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии