18+

1939 «ЗИС-Спорт»

расскажите друзьям
о «Легендах»

ZIS_101A.jpg

ЗИС-101А-Спорт – такое имя носил автомобиль, разработанный конструкторским бюро экспериментального отдела ЗИС. Эта машина в свое время была лично осмотрена самим Иосифом Сталиным, и получила его одобрение.

Все началось в 1938 году, когда на ЗИСе стали работать вместе три талантливых молодых конструктора: Анатолий Пухалин, Николай Пульманов и Владимир Кременецкий. Пухалин в это время заканчивал московский автодорожный институт и писал дипломную работу под названием «Скоростной автомобиль», так что именно он был инициатором идеи создания спорткара.

Самым современным авто на тот момент был серийный ЗИС-101 1936 года, его и решено было взять в качестве основы для эксперимента. Тут же возникла первая трудность: ЗИС-101 – огромный лимузин почти 6 метров в длину, и сделать из него родстер было невероятно сложно.



Однако конструкторов-комсомольцев это препятствие не остановило, и работа закипела в полную силу. Обязанности поделили в соответствии с навыками и специализацией. Для начала Пухалин разработал общую компоновку, модифицировал обе подвески, снабдив их стабилизатором поперечной устойчивости и вакуумным усилителем тормозов. Кременецкий спроектировал первый в Советском Союзе задний мост с гипоидной главной передачей. Пульманов же занимался усовершенствованием двигателя. Мотор 101-го был форсирован при помощи изменения фазы газораспределения, повышения количества оборотов и степени сжатия. Объем восьмицилиндрового двигателя увеличили с 5766 см. куб. до 6060 см.куб., поставили поршни, головку блока, алюминиевые шатуны, новый распредвал и выпускной коллектор. Также были установлены два карбюратора без воздушного фильтра типа МКЗ-Л2. Удалось добиться увеличения мощности почти в полтора раза – до 141 лошадиной силы при 3300 оборотах в минуту. Стандартную коробку передач ЗИСа-101 тоже переработали, добавив конические синхронизаторы и ускоряющую передачу.

Для разработки дизайна авто пригласили прекрасного кузовщика Валентина Росткова, который нарисовал для новой машины несколько эскизов , из которых отобрали лучший. На бумаге все получалось просто и красиво, но на деле осуществить все это оказалось очень сложно, тем более для энтузиастов-одиночек. Начальству вообще не понравилась эта затея, так как в ходе проверки автомобиля государственной комиссией было выявлено несколько существенных недостатков.

Делу помог очередной юбилей Комсомола: в список патриотических «подарков» Родине вместе с плановыми машинами вписали и ЗИС-101А-Спорт. Теперь строить его уже было просто необходимо: раз заявили о выпуске – надо выпускать. И в декабре 1938 года выходит указ Лихачева (директора ЗИС), в котором подробно расписан план производства деталей и узлов для нового спорткара. Наконец, состоялась презентация автомобиля, на которой его представили высшим эшелонам власти.



У этой машины действительно были большие перспективы. Но руководство ЗИСа сменилось и не хотело тратить на это время и силы. Позже началась война и дороги трех друзей-энтузиастов разошлись. Самое обидное то, что советские инженеры так и не воспользовались опытом создания этого мощного довоенного скоростного авто; остались в тени и дизайнерские разработки Росткова. А сам ЗИС-101А-Спорт скорее всего сгнил на задворках советских заводов, как было с большинством прототипов. Впрочем, это лишь предположение, ведь настоящая судьба этого спорткара до сих пор неизвестна.
вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии