18+

Мессершмитт Bf.109

расскажите друзьям
о «Легендах»

bf_109_1.jpg

Парадоксально, но самый известный истребитель ІІ Мировой войны Мессершмитт Bf.109 мог вообще не появиться. Дело в том, что конструктор самолета Вилли Мессершмитт был в очень напряженных отношениях с руководством Технического департамента, от которого, собственно, и зависела судьба всех военных заказов тогдашней Германии.

Технический департамент, тогда именовавшийся C-Amt, откровенно игнорировал молодого конструктора, давая возможность его компании Bayerische Flugzeugwerke небольшими партиями производить только машины чужих разработок. Однако Мессершмитт был еще и хорошим политиком. Он сумел заставить себя уважать и добился участия в конкурсе на разработку перспективного истребителя для Люфтваффе. Он проигнорировал тот факт, что его разработку руководство Технического департамента может принципиально не рассматривать.

В качестве исходного для разработки перспективного истребителя был выбран спортивный самолет Bf.108. Некоторые исследователи считают, что боевую машину Мессершмитт начал разрабатывать раньше, а на этом спортивном самолете только обкатывал свои идеи. Однако непреложным является то, что Bf.108 к началу конкурса был уже выполнен в металле. Немногим более года потребовалось для того, чтобы из спортивного самолета сделать боевой истребитель, который в конце мая 1935 года совершил свой первый полет.



Когда на рассмотрение Технического департамента были представлены все готовые прототипы истребителей, выяснилось, что машина Мессершмитта является среди них лучшей. Некоторые модели конкурентов были откровенно сырыми, а ближайший соперник уступал Мессершмитту по скорости на 17 км/ч. По окончании летных испытаний компания Bayerische Flugzeugwerke получила заказ на производство предсерийной партии в 10 машин.

1936 год ознаменовался началом гражданской войны в Испании. Германия открыто выступила на стороне мятежников-франкистов и стала поставлять им военную технику. Однако первые поставленные им истребители Хейнкель Не.51, будучи конструктивно устаревшими, не могли составлять серьезной конкуренции республиканской авиации. Тогда в Испанию были отправлены три новейших истребителя Bf. 109А. Но и эти самолеты не оправдали возложенных на них надежд, и так и не побывав в боях, вернулись в Германию. Тем не менее опыт Испании пригодился, и уже первые серийные машины под литерой В (Berta) показали себя во всей красе. Эти истребители превосходили основные советские самолеты И-15 по всем статьям. Лучший летательный аппарат того времени И-16 с трудом мог противостоять Bf.109B, имевшего в бою больше преимуществ (за исключением горизонтального маневра). Именно «Берты», начавшие сходить с конвейера с февраля 1938 года, положили начало перелома в испанской воздушной войне.

Окончательно добил республиканскую авиацию появившийся через год «Цезарь» — Messerschmitt Bf.109C, который начали выпускать в начале 1938 года. Его четыре пулемета в совокупности с более мощным двигателем не оставляли противнику никаких шансов в боях.



Вслед за «Цезарем» была выпущена «Дора» Messerschmitt Bf.109D, мощность двигателя на котором вплотную приблизилась в тысяче лошадиных сил, а в вооружении впервые появилась двадцатимиллиметровая пушка. Недоработки двигателя, правда, не позволили стать этой машине настоящим завоевателем неба. Это звание по праву стала носить новая модификация Messerschmitt Bf.109E, или «Эмиль». Надежный двигатель, хорошая маневренность, новая тактика боя и мощное вооружение позволили «Эмилям» завоевать превосходство в воздухе в начавшейся Второй Мировой войне.

Началом заката Bf.109 стал 1943 год. К этому времени союзники наладили производство большого количества высотных бомбардировщиков, и попытки конструкторов увеличить потолок самолета хоть и улучшили его, но не смогли сделать универсальным. Восточный фронт требовал высокоманевренных аппаратов для малых и средних высот. Западное направление нуждалось в высотных машинах с большим радиусом действия. Промышленность такого напряжения просто не выдержала. Тем не менее, до самого конца войны было выпущено еще несколько модификаций, закончившись на Messerschmitt Bf.109K. До самого окончания боевых действий Мессершмитты в руках опытных пилотов были очень грозными машинами, другое дело, что таких ассов у Люфтваффе тогда уже почти не осталось.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии