18+

Т-6 «Тигр»

расскажите друзьям
о «Легендах»

Aspose.Words.png

Середина 1942 года ознаменовалась выходом на боевую арену нового грозного игрока — тяжелого немецкого танка Pz.Kpfw. VI Tiger. Эта машина, учитывающая все реалии современного боя, стала грозным соперником для всех танков противника и не только для них. Оснащение зенитной пушкой 88-мм калибра позволяло ей бороться даже с низколетящими самолетами.

История разработки этого танка уходит в окончание первой мировой войны. В середине 20-х годов именно на основе опыта военных действий для сухопутных войск были разработаны секретные требования для тяжелого танка, имеющего массу 20 тонн. Эта машина должна была иметь скорость, вдвое превышающую стандартную для подобной техники тех времен: 40 км/ч. Мало того, танк должен был уметь плавать и преодолевать рвы в 2 метра шириной.

Эти требования вылились в разработку целого семейства танковых прототипов под общим названием Grosstraktor, разрабатываемых сразу тремя фирмами — Даймлер-Бенц, Круп, Рейнметалл-Борзиг. Получившиеся танки боевой ценности не имели, так как за неимением броневой стали их делали из котельного железа. Случившийся мировой кризис поставил крест на дальнейших разработках. Начиная с 1933 года, работы над тяжелыми танками возобновились, и это позволило промышленности наработать по ним определенный потенциал, хотя единой концепции до лета 1941 года так и не было.

К началу Восточной кампании в Германии уже вовсю шла работа над проектом VK3001 — танком 30-тонного класса. Однако к 1942 году выяснилось, что эти разработки также не соответствуют текущему моменту. На первое место вышел новый проект 40-тонного танка VK4501 Tiger, общая концепция которого прорабатывалась еще в мае 1941 года.
Конструкторы компаний NibelungenwcrkeAG и Хеншель взялись за работу, применяя весь свой накопленный за предыдущие годы опыт. Танк решили оснастить 88-миллиметровым орудием KwK-36. Расчеты показали, что новая машина должна была иметь массу не менее 45 тонн.

Для нового танка фирма Крупп использовала свои более ранние наработки по так и не построенным башням. Конструкторы увеличили только их размеры с учетом более массивного орудия. Интересно, что главный конструктор NibelungenwcrkeAG Фердинанд Порше, еще не приступив к работе над «Тигром», в июле 1941 года уже заказал 90 башен для проектируемой машины.

Работы над танком в компаниях-разработчиках шли днями и ночами. Все хотели сделать первые образцы к дню рождения Гитлера — 20 апреля 1942 года. Они успели. 17 апреля оба прототипа были готовы к отправке на полигонные испытания.
19 апреля обе машины прибыли в Восточную Пруссию, где их ждали сложные испытания. Первым из них стала разгрузка с платформ. Их снимали железнодорожным краном, причем танк Порше тут же увяз в грязи, из которой его вытаскивали все тем же краном. Ходовая часть у него была очень сложной и просто не подходила для такого тяжелого танка. Подводила и сложность конструкции, что приносило множество проблем ремонтникам. Разработка Хеншель подарком тоже не была, но все-таки, была проще и надежней.

Испытания перед Гитлером не выявили явного фаворита. Обе машины имели массу недостатков, которые требовалось устранять. Гитлер, однако, склонялся к тому, чтобы пальму первенства отдать машине Порше. Однако очередные испытания машин, проведенные в мае под Эйзенахом, привели к окончательному результату: разработка Порше непригодна для танка, а за основу берется работа фирмы Хеншель. После проведенных испытаний из официальных документов исчезло обозначение VK4501. Теперь у этой программы появилось другое — Tigerprogramm.

Первое же участие в боях показало, что германская армия получила достойную машину. Ее толстую броню не могла пробить ни одна противотанковая пушка Красной Армии. Ни один танк не мог подойти к «Тигру» на дистанцию действительного огня. Советские тяжелые танки КВ-1 сразу же стали устаревшими.

Бои на Курской дуге еще раз продемонстрировали преимущества «Тигра», но стоимость этих машин и сложность производства просто зашкаливали. Промышленность Германии не могла делать их в достаточных для танковых войск Вермахта количествах. Количество производящихся машин постепенно росло. Пик их выпуска пришелся на апрель и май 1944 года, когда было выпущено 104 и 100 машин соответственно. Однако уже в августе заводы выпустили последние 6 танков «Тигр».

Чтобы как-то компенсировать их относительно небольшое количество в войсках, тяжелые танковые батальоны превратились командованием в своеобразные «пожарные команды». Их мощью пытались заделать бреши в обороне, которых после Курской битвы становилось все больше. И все же до самого окончания боевых действий эти танки продолжали оставаться настоящими машинами для убийства. Отношение их побед к собственным потерям составило 8:1. Таких результатов не смогли достигнуть никакие другие танки Второй мировой войны. Экипажи именно этих машин добились самых впечатляющих побед над противником, хотя, конечно же, к количеству уничтоженных ими вражеских танков следует относиться с известной долей критики. Далеко не все их победы были реальными.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии