18+

Ю-87 «Штука»

расскажите друзьям
о «Легендах»

U-87_2.jpg

Sturzkampffluqzeuq — таково название немецкого самолета-пикировщика, требования к которому министерство авиации опубликовало для авиастроительных компаний в январе 1935 года. В дальнейшем это слово трансформировалось в более короткое «Штука» (Stuka). Именно это наименование носил, пожалуй, самый одиозный самолет гитлеровской Германии, которому досталось больше всего проклятий, и до сих пор ассоциирующийся со словом «агрессия». Это пикирующий бомбардировщик Ю-87 «Штука». Его появление становилось причиной разрушения, страха и горя.

Герман Польман, ведущий конструктор фирмы Юнкерс, начал работу над этим самолетом по собственной инициативе в 1933 году. Когда в начале 1935 года министерство авиации распространило требования к такому самолету, у Юнкерса была уже почти готовая машина. Ее параметры прекрасно подходили под установки министерства. К сентябрю она уже была готова и совершила свой первый полет.

В своем пикировщике Польману удалось совместить хорошую управляемость, прочность конструкции и хороший обзор — качества, необходимые для самолета, совершающего свои маневры с большими перегрузками.

В серию самолет пошел в 1937 году, имея двигатель мощностью всего 690 лошадиных сил. Конечно же, для такой машины этого было мало. Самолет с трудом отрывался от земли, имея всего одну бомбу в 500 килограммов. Практически сразу же самолет испытали в боях. Первые пять серийных образцов ушли в Испанию, где показали себя с самой лучшей стороны. Точность работы бомбардировщиков была такой, что они попадали в объекты размером не больше 15 метров.

Испанский опыт позволил внести некоторые изменения в конструкцию самолета. На него поставили новый 1100-сильный двигатель, подкрыльевые бомбодержатели, усилили стрелковое вооружение. Новая модификация, получившая обозначение Ju 87В, превосходила своего предшественника модификации А, которую к лету 1938 года перестали выпускать. Все силы были брошены на производство Ju 87В, подключив к двум заводам, доселе выпускавшим эти самолеты, еще один. Заказ на пикировщики увеличили в два с половиной раза, почти до 1000 машин. За то недолгое время, что осталось до начала второй мировой войны, военные получили 348 самолетов, из которых 300 были в полной боевой готовности.

Считается, что мировая война началась с залпов карманного линкора «Шлезвиг-Гольштейн» по полуострову Вестерплятте. На самом деле ее начали «Штуки». За 19 минут до исторических залпов броненосца три пикировщика Ju-87В стартовали с аэродрома Эльбинг-Ост и уже через 8 минут разбомбили пункт управления подрывом моста в городишке Тчев. Летчики Ю-87 сбили и первый самолет второй мировой войны – истребитель командира Краковского дивизиона Мечислава Медвецкого. «Штука» также стала первой жертвой этой войны с германской стороны.

В польской кампании Ю-87 показали себя прекрасно, произведя массу полезной для армии работы и имея при этом весьма незначительные потери. Всего 30 машин было утрачено за месяц боев и только 11 из них сбили в воздушных боях.

Война на Западе против Франции и Англии показала и серьезные недостатки машины — слабую личную защиту и небольшой радиус действия. В боях с хорошо подготовленными английскими летчиками на «спитфайрах» и «харрикейнах» Ju 87 несли существенные потери. Дошло даже до того, что части, вооруженные «Штуками», вывели из боев и перевели на южный участок войны в Грецию, где противодействие союзной авиации было гораздо слабее. Здесь они вновь показали свою высокую эффективность, действуя против наземных и морских целей.

Начавшаяся военная кампания против Советского Союза напомнила немцам худшие дни на Западе. Немецкие самолеты стали нести серьезные потери. В первую очередь это сказывалось на тихоходных «Штуках». К началу 1942 года потери этих самолетов превысили их число на момент начала войны. Для уменьшения утрат Юнкерс выпустил новые модификации пикировщика (Ju 87D) с 1400-сильным двигателем и дополнительным бронированием. Но это помогало мало. Для советских летчиков «Штуки» были легкой добычей. Тем не менее, они активно привлекались для бомбардировок, самой грандиозной из которых стало разрушение Сталинграда в ходе немецкого наступления на юге.



Лебединой песней «Штук» как бомбардировщиков стала Курская битва. Здесь в последний раз Ю-87 массово использовался в этом качестве. Возраст и большое число новейших советских истребителей привели к тому, что «штукам» пришлось менять квалификацию. Сначала их перевели в разряд ночных бомбардировщиков, а потом они и вовсе переквалифицировались в штурмовики и истребители танков.

К осени 1944 года производство самолета Ю-87 было прекращено. Хотя они обладали феноменальной точностью попаданий, но предназначались только для блицкригов, действий в условиях слабого сопротивления авиации противника. Для затяжной же воздушной войны при противодействии современных истребителей эти самолеты подходили слабо, отчего части, укомплектованные ими, несли слишком большие потери. Тем не менее, Ю-87 «Штуки» так и остались знаковыми для второй мировой войны.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии