Space Barley
Space Barley – это первый и единственный пока сорт космического пива. Он был сварен из зерен ячменя, которые были выращены в условиях невесомости в космосе. Можно сказать, что пиво стало результатом совместной работы ученых Российской академии наук (РАН) и японского университета в Окаяме.
Конечно, специально ячмень для пива в космосе не выращивали. Это было исследование поведения растений и их роста в условиях космического корабля. Для эксперимента был выбран сорт ячменя Haruna Nijo, выведенный селекционерами компании Sapporo Breweries Ltd. Эта компания является производителем пива из Японии, и именно она была приглашена университетом Окаямы в качестве поставщика исходного сырья для экспериментов.
Испытания начались еще в апреле 2006 года. Тогда на борт Международной космической станции (МКС) была доставлена первая партия «земного» ячменя. Проращивание производили российские ученые на борту своего модуля «Звезда», входящего в состав МКС. До ноября 2009 было выращено четыре поколения семян. Этот злак был принят в качестве одного из возможных претендентов для обеспечения продуктами питания в ходе длительных космических перелетов или автономной долгосрочной работы на орбитальной станции, поэтому были важны и питательные качества продукта. Чтобы оценить вкусовые качества получившихся «космических» злаков, было принято решение изготовить из них традиционные продукты питания, в которых используется ячмень.
Среди этих продуктов было и пиво. Первая небольшая партия космического пива не предназначалась для продажи. Его сварили в компании Sapporo Breweries Ltd. только для исследований. Но поняв, что продажа подобного пива вызовет определенный интерес, было решено провести своеобразную акцию и предложить космическое пиво на продажу. В итоге, в конце 2009 года в интернете появилась информация об аукционе, на котором можно было купить необычное пиво, названное Space Barley.
Выпуск пива Space Barley не преследовал коммерческих целей. Разве что пивоваренная компания Sapporo стала более известна в мире. Основной целью стало привлечение внимания к самой программе космических исследований и популяризации подобной деятельности среди студентов и молодых ученых. Все деньги, которые получили с продажи космического пива, отдали на благотворительность.
Пиво, сваренное из космических зерен, было темным и имело крепость в 5 градусов. Сырья хватило, чтобы получить пиво общим объемом около 500 литров. Оно было разлито в 1 500 бутылок по 330 мл. Стоимость одной бутылочки составила 1 700 йен (примерно 12 евро по курсу 2009 года). Продавали пиво через аукцион в интернете из расчета один ящик с шестью бутылками в руки. Таким образом, на продажу поступило 250 ящиков. Но заявок было гораздо больше, поэтому организаторам приходилось проводить отбор и выбирать наиболее важные, по их мнению, заявки.
Продолжать далее коммерческий выпуск пива в компании Sapporo не собираются. Во-первых, в космическом солоде не найдены никакие отличия от земного, и это не более чем рекламная акция, а, во-вторых, РАН не проводит более масштабных экспериментов по выращиванию на борту МКС и космического сырья просто негде взять.