необычные ювелирные украшения Алхимия
 
18+

ГАЗ-67

расскажите друзьям
о «Легендах»



необычные ювелирные украшения Алхимия

gaz-67.jpg

Попробуем провести эксперимент. Для этого возьмем любой современный внедорожник и отбросим от него все лишнее, как то: удобства, крышу, двери, щиток приборов и т. д. В итоге останутся кургузая коробка на прочной раме. Вот таким и был в годы войны «русский виллис» — вездеход ГАЗ-67, который прошел половину войны, перевозя офицеров штаба, раненых, таская за собой противотанковые пушки. А задумана эта машина была еще в 1939 году.

Тогда боевые действия на реке Халхин-Гол показали, что части Красной армии недостаточно моторизированы. В частности, в войсках совершенно нет легкого вездехода, который мог бы иметь универсальное назначение: участвовать в разведке, перевозить штабных офицеров, быть легким тягачом. Конструкторам Горьковского автозавода под руководством В. А. Грачева было дано задание срочно разработать такой автомобиль.

Тревожная международная обстановка определяла срочность этих работ. Некоторые наработки по вездеходам на ГАЗе уже были, их и применили в работе по прототипу Р-1. Масла в огонь подлил нарком автопрома Малышев, который увидел в журнале фотографию американского вездехода Бантам и потребовал сделать такой же. Пришлось в уже практически готовый вездеход ГАЗ-61 вносить коррективы, и заново его переделывать, тем более что предполагалось данную машину еще и приспособить к авиационным перевозкам на транспортном самолете ПС-84.

Переделка прошла быстро и уже 25 марта 1941 года первый вездеход, получивший наименование ГАЗ-64-416, самостоятельно вышел из сборочного цеха. А в августе на фронт ушла и первая серийная партия этих машин. Фронтовая практика показала некоторые недостатки ГАЗ-64. В частности, из-за зауженной до 1278 мм колеи, машина была склонна к опрокидыванию и плохо ездила по разбитым фронтовым дорогам. Требовалось внести в конструкцию необходимые коррективы. К 1943 году коллектив под руководством Грачева справился с этой задачей, и на фронт пошел модернизированный автомобиль ГАЗ-67.

Расширенная до 1446 мм колея дала новые возможности вездеходу. Во время испытаний за 5 (!) дней ГАЗ-67, буксируя противотанковую пушку ЗИС-3, прошел по проселкам и разбитым булыжным дорогам 2200 км. Ходовая часть орудия была разбита почти целиком, ГАЗ-67 же почти не пострадал и, исключая мелкие поломки, прекрасно выдержал трудную дорогу. Конечно же, учитывая трудные военные времена, машина получилась спартанской: приборная доска была сведена к минимуму, установлен деревянный, а не пластмассовый руль, дверки заменены брезентовой шторкой. Но, в принципе, для фронтовой машины многого ведь и не требовалось.

Вездеход с довольно мощным мотором в 54 л.с. получился поистине универсальным. По твердому грунту он мог взять подъем в 45 градусов, благодаря не бывало высокому динамическому фактору. Автомобиль без подготовки проходил 55-сантиметровый брод, а с предварительной подготовкой — так и все 80 см глубины ему были нестрашны. Грязь, снег, глубокие, почти полуметровые колеи — все было ему нипочем. Двигатель, а это, по большому счету, модернизированный Форд конца 1920-х годов потреблял бензин абсолютно любого качества, даже смешанный с соляркой или маслом. Тем не менее, автомобиль мог развивать по шоссе почти 90-километровую скорость, что по тем временам было весьма солидно для советских машин.
Конечно же, за годы войны ГАЗ-67 выпустили немного — всего 3137 единиц. Можно приплюсовать еще 1714 штук его модифицированного собрата ГАЗ-67Б. Однако даже так их получилось в десять раз меньше, чем прислали союзники по ленд-лизу*.

*Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне: боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Википедия

Основная масса машин была произведена после войны. И работали они не только в армии, но и в народном хозяйстве. К примеру, один облегченный ГАЗ-67Б своим ходом весной 1950 года добрался до Приюта одиннадцати на Эльбрусе, где был задействован при строительстве высокогорной обсерватории. Летом этого же года еще один такой вездеход забросили самолетом на ледовую станцию Северный Полюс-2, где он долго и вполне эффективно работал в качестве универсального тягача и транспортной машины.

По большому счету, ГАЗ-67 можно назвать грубоватым «солдатом», имевшим хоть и колючий, но несгибаемый характер.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии