18+

Танки Т-27

расскажите друзьям
о «Легендах»

T-27_in_Kubinka.jpg

Начало 1930-х годов. Красная армия активно перевооружается. Советская танкостроительная промышленность стабильно производит собственную бронетехнику. На усиление пехотных частей стали поступать новейшие танкетки Т-27. Однако опыт их эксплуатации в войсках показал, что они не могут в полной мере использовать мощь своего оружия в боях. Машине требовалась башня кругового вращения. Кроме того, для выполнения разведывательных задач было бы желательно, чтобы она умела плавать. Требовалось найти замену танкетке.

Такая замена нашлась опять-таки в Англии, ведущем в те годы разработчике танковой техники, где под конец 1930 года в компании Vickers Armstrong был разработан проект плавающего танка. Прототип машины изготовили уже к апрелю 1931 года и испытали на плавучесть. По окончании испытаний в конструкцию танка внесли ряд изменений и уже в сентябре того же года были готовы два серийных танка, обозначавшихся А4Е11 и A4E12 и имевших небольшие различия в конструкциях рулей и гребных винтов. И хотя британское министерство обороны особого интереса к этим танкам не проявило, фирма-изготовитель усиленно рекламировала свои машины в надежде заполучить заказы из стран «второго» мира.

В числе государств, проявивших к ним интерес, оказался и Советский Союз, где тоже работали над амфибийными танками. В феврале 1932 года руководство УММ РККА через внешнеторговую фирму Arcos Ltd заказало у британцев 8 этих бронемашин. В июне этого же года первая партия танков была отгружена получателю.

Прибывшие машины испытали на полигоне института бронетанковой техники неподалеку от Москвы. После этого часть машин отправили в строевые части, а несколько экземпляров — на заводы для ознакомления с конструкцией. Учитывая опыт проектирования подобных машин, приняв во внимание уже готовый британский вариант, Управление механизации и моторизации приказало разработать новый плавающий танк. Необычность судьбы новой боевой машины состояла в том, что его приняли на вооружение 11 августа (!) 1932 года, когда не был изготовлен даже опытный образец. Легкий плавающий танк получил наименование Т-37А.

Но принятие на вооружение вовсе не означало внедрения в производство. Загруженный заказами на танкетки Т-27 2-ой завод ВАТО с огромным трудом начинал внедрение новоявленной машины в производство. Новый тип брони и другие технологии ее изготовления приводили к постоянным срывам сроков производства танков. Тем не менее, с 1932 по 1936 года заводы смогли выпустить 1909 линейных танка и 643 танка, оснащенных радиостанциями. Еще несколько десятков машин произвели с огнеметными и дымопусковыми установками. Последние, правда, служили недолго и их переоборудовали в обычные пулеметные танки.

Боевое применение Т-37А нашлось довольно быстро. В 1939 году грянул советско-финский конфликт, и уже 30 ноября началось формирование танковых амфибийных батальонов для участия в боевых действиях. В условиях северной зимы, конечно же, эти танки никакими успехами похвастать не могли. К весне 1940 года конфликт был завершен, и все танковые батальоны расформировали.

К началу Великой Отечественной войны в частях находилось более двух тысяч танков Т-37. Из этого числа в приграничных военных округах находилось свыше полутора тысяч таких машин. Однако боеготовыми из них были немногим более пятисот. После начала боевых действий именно этот фактор сыграл главную роль в потерях. Небоеготовые машины были просто брошены или подорваны экипажами. Но, справедливости ради, надо сказать, что во время обороны Перемышля в начале войны одно из амфибийных танковых подразделений смогло организовать довольно успешную контратаку против гитлеровцев. Однако подошедшие на помощь бегущим немцам танки переломили в свою пользу ход операции.

Удачным оказался эпизод при форсировании реки Свирь на Карельском фронте. Там танки Т-37А во время артподготовки и под прикрытием САУ Су-152 смогли практически без потерь форсировать реку и помогли пехоте захватить плацдарм. Этот случай оказался последним в боевой практике легкого плавающего танка Т-37А.

К настоящему времени сохранилось всего два экземпляра этой оригинальной машины. Один хранится в Швеции (финский трофей, переданный в дар шведам) и один в Москве.


вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии