18+

Танкетка Т-27

расскажите друзьям
о «Легендах»

Tanketka_T27.JPG

Результаты боев І Мировой войны показали, что сухопутным войскам крайне необходима поддержка легкой бронетехники. Острая нужда в таком виде оружия привела к появлению бронеавтомобилей. Однако колесному транспорту было крайне проблематично передвигаться по изрытым воронками от бомб и снарядов полям боев. Для таких условий требовался легкий гусеничный танк или танкетка, которых пока еще не было.

Первая машина такого плана появилась уже в 1919 году. Она была легкой одноместной бронированной и имела на вооружении пулемет. Механик-водитель, он же командир, управлял ею лежа, что было крайне неудобно. Но это была всего лишь первая ласточка. Сразу несколько государств (США, Италия, Франция) бросились в погоню за производством танкеток.

Однако лидером осталась Британия. Именно здесь в конце 1920-х годов была сделана ставшая классической танкетка «Карден-Лойд» Мк IV. На ее основе несколько позже была изготовлена ее улучшенная версия «Карден-Лойд» Мк VI, давшая начало «танкеточному буму» в Европе.

Советский Союз тоже держал руку на пульсе. В Стране Советов разрабатывали собственный вариант танкетки для сухопутных войск. Однако получившееся изделие не удовлетворяло военных. Тогда правительством было решено купить лицензию для производства хорошо зарекомендовавшей себя «Карден-Лойд» Мк VI. Именно изготовляемая на ее основе танкетка и стала в СССР Т-27.

Для своего времени Т-27 была простой и надежной машиной. Простой коробчатый корпус собирался методом клепки и сварки из катаных листов брони. Оригинальное размещение двигателя в середине между механиком водителем и командиром позволило до минимума сократить длину танкетки. Вооружили Т-27 новейшим в то время 7,62 мм пулеметом ДТ. Отличительной особенностью танкетки было то, что в ее конструкции могли широко применяться узлы и детали уже серийно выпускавшихся автомобилей. Это позволило значительно уменьшить производственные расходы. В итоге Красная Армия получила вполне современную и недорогую боевую машину, которой быстро нашлось применение на востоке страны и в боях с басмачами в среднеазиатских республиках.

Буквально сразу же после начала серийного производства Т-27 конструкторы стали задумываться о возможности более широкого ее применения. Уже в 1931 году выпустили опытный образец танкетки, вооруженной динамо-реактивной пушкой. В 1932-1933 годах – огнеметный вариант танкетки ОТ-27/ХТ-27. Всего их было 187. В 1932 году ввели в эксплуатацию опытную партию из 5-ти телеуправляемых танкеток ТТ-27. 1934 год ознаменовался выпуском опытного образца Т-27ПХ – танкетки подводного хождения.

Но простота конструкции имела и обратную сторону. Противопульная броня максимальной толщиной в 10 мм к концу 1930-х годов уже не могла защитить экипаж от поражения. Ее пробивала даже 7,92 мм бронебойная пуля немецкого противотанкового ружья. А наводнившие германскую армию 37-мм противотанковые пушки Раk. 35/36 образца 1935 года вообще не видели в Т-27 соперника.

К началу II Мировой войны Т-27 уже устарели и почти не представляли боевой ценности. Тем не менее, в советско-финской войне они еще поучаствовали. Некоторое количество этих машин командование передало в стрелковые части, где они служили тягачами и транспортерами при подвозе боеприпасов.

По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной армии еще было 2558 танкеток Т-27, из которых 188 стояли на ремонтных базах и складах, а еще свыше 1400 машин требовали разного рода ремонта. Часть танкеток держали в тяжелых танковых батальонах в качестве учебных машин. После начала боевых действий абсолютное большинство Т-27 было брошено экипажами прямо в местах базирования. Однако несколько случаев использования танкеток в боях все же отмечены. Это случилось в приграничных боях, при обороне Харькова и в Московском сражении, когда несколько бронемашин были даны на вооружение московским дивизиям народного ополчения.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии