18+

ГАЗ-АА

расскажите друзьям
о «Легендах»

Gaz-AA.jpg

Существует целый ряд автомобилей, которые больше знают по названию, данному ему конструкторами, чем по официальному наименованию. За примерами далеко ходить не надо: Жигули, Волга, Победа и многие другие. Но только некоторые автомобили получают свое название уже в процессе эксплуатации, после чего официальное наименование забывается почти начисто. Именно так произошло с грузовым автомобилем ГАЗ-АА, больше известного как «полуторка».

История его появления на дорогах СССР не отличается для тех лет оригинальностью. В конце 1920-х годов в молодом советском государстве начиналась индустриализация. Совсем недавно закончилась разрушительная гражданская война, от которой едва начала оправляться промышленность. Катастрофически не хватало грамотных инженеров, конструкторов и промышленников. Лошадиная тяга кое-как еще выручала, но время ее уже уходило. Стране срочно требовался грузовик, надежный и одновременно простой, чтобы с ним мог управляться все еще малообразованный советский водитель.

Так как своих разработок не было, стали выбирать их среди зарубежных. Выбор пал на новейший тогда полуторатонный грузовик Форд-АА образца 1929 года, который больше всего отвечал выбранным критериям. С Фордом договорились быстро, заодно приняв за образец и его автосборочный завод. Местом для строительства автопредприятия был выбран Нижний Новгород. И такой выбор был неслучаен. Здесь активно развивалась промышленность. Также хватало квалифицированных кадров. Город был крупным железнодорожным узлом, да еще и находился у слияния двух крупных судоходных рек — Оки и Волги.

Может показаться парадоксом, но первые автомобили сошли с конвейера за два года до окончания строительства собственно завода. Дело в том, что в городе Канавине, неподалеку от Нижнего Новгорода, на заводе «Гудок Октября» построили фордовский сборочный конвейер, и из американских деталей, привозимых через Мурманск, начали собирать Форд-АА. Десять грузовиков изготовили уже к 1-ому февраля 1930 года. Первые же собственные автомобили в Нижнем Новгороде сошли с конвейера 29-ого января 1932. К концу же года завод вышел на уровень шестидесяти машин ежедневно, попутно освоив и выпуск легковиков ГАЗ-А.

Конечно, машина не отличалась особым изяществом, и к концу 1930-х годов она уже выглядела довольно-таки архаично. К этому времени мировые производители создали гораздо более удобные автомобили. Но когда грянула война, все ее недостатки мгновенно превратились в достоинства. Простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива и смазки выгодно отличали полуторку от ее немецких собратьев, с огромным трудом выдерживавших военный быт. ГАЗ-АА оказался вполне совершенным автомобилем, несмотря на свою кажущуюся простоту. Да и тот факт, что полуторки составляли свыше половины всего автопарка Красной армии, говорит только в пользу этого грузовика. Конечно же, заводчанам пришлось пойти на еще большее упрощение конструкции. Так двери заменили брезентовой шторкой, оставили одну фару, вместо сдвоенных задних колес были одинарные, хотя это и уменьшало ее грузоподъемность.

Время Великой Отечественной войны стало лебединой песней ГАЗ-АА. Уже через полгода после ее окончания Горьковский автозавод перешел на выпуск более совершенной машины — ГАЗ-51. Последние полуторки ГАЗ-ММ еще сходили с конвейера завода до начала октября 1949, но в следующем году их прекратил выпускать и Ульяновский завод. За все годы советская промышленность изготовила без малого миллион полуторок и ее производных, а точнее 985 000 единиц, из которых только в период 1941-1945 годов — 138 600.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии