18+

БМ-13 «Катюша»

расскажите друзьям
о «Легендах»

BM-13.jpg

Практически каждый человек, хотя бы мало-мальски знакомый с историей Великой Отечественной войны, знает об ударе реактивных минометов батареи капитана Флерова по германским войскам в районе Орши во время Смоленского сражения.

Спустя считанные недели другой удар, еще более грозный был нанесен по фашистам в районе Диканьки в Полтавской области, что на Украине. 25 сентября 1941 года там нанес удар 4-ой гвардейский минометный полк, которым командовал гвардии полковник Нестеренко. Вооруженный установками БМ-13, он прибыл в помощь истекавшей кровью 14-ой кавалерийской дивизии генерал-майора Крюченкина, отражавшей до пяти атак фашистов ежедневно.

Тогда вечером в урочище Переруб для очередной атаки немцы собрали мощную ударную группу из танков и пехоты. Поочередный залп всех трех дивизионов 4-ого полка был поистине страшен. Эффект от него был настолько ошеломляющим для фашистов, что в урочище двое суток боялись пробираться даже санитары, а 14-ая кавалерийская дивизия получила долгожданную передышку.

Так что же это за машина БМ-13? Фашисты боялись ее настолько, что через полгода после начала боевых действий на Востоке, они создали в Харьковской области возле села Казачья Лопань специальную шпионскую школу, главной целью которой подготовка лазутчиков, собирающих сведения об этом новом оружии.

Идея поставить реактивные снаряды на автомобильное шасси появилась после того, как подобные установки прекрасно показали себя в авиации. Уже в 1937 году на вооружение истребителей были приняты 82-мм реактивные снаряды. В 1938 году был разработан и принят на вооружение бомбардировщиков авиационный 132-мм реактивный снаряд. Таким образом, основа будущих «Катюш» — ракеты подходящего калибра, была готова уже тогда. Во время известного конфликта на Халхин-Голе советские истребители, вооруженные 82-мм снарядами отлично сражались против японцев.

Однако авиационное ракетное вооружение имело малую дальность действия, и для того, чтобы использовать его в сухопутных войсках требовалось увеличить дальнобойность ракеты. Кроме того, точность авиационных боеприпасов была неважной. Доходило до того, что артиллерийские офицеры просто смеялись, знакомясь с возможностями реактивных снарядов. Но к 1939 году основные недостатки боеприпаса были устранены, и первая опытная автомобильная установка с реактивными снарядами ушла на полигонные испытания. Когда тогдашний нарком обороны К. Ворошилов увидел мощное действие реактивных снарядов, то поддержал конструкторов. В июне 1941 года первая опытная партия установок БМ-13 на шасси автомобиля ЗИС-6 была готова. Однако испытания они проходили уже на фронте.

За производство боевых машин взялись сразу несколько заводов, работая с полной отдачей сил. В самые короткие сроки, наряду с БМ-13, начали выпускаться БМ-8 с 82-мм ракетными снарядами, производство которых уже было налажено для авиации. Ввиду отсутствия большого количества подходящих автомобилей установки начали монтировать на самые разные шасси: тракторы СТЗ, ходовые части танков Т-40 и Т-60. Также их стали устанавливать на бронепоездах и бронекатерах.

Ко времени битвы под Москвой уже 33 дивизиона гвардейских минометов (что составляло больше половины от всего количества реактивной артиллерии Красной армии) находилось в войсках Московской зоны обороны и Западного фронта. Именно в этих боях реактивные установки получили и свое название «Катюша». Согласно одной из версий во время боев на одну из наших обороняющихся частей немцы обрушили град снарядов, после чего, прекратив на время стрельбу, заявили через громкоговоритель: «Рус, сдавайся!» Когда же на это требование никто сдаваться в плен не пошел, они заявили: «Если не хочешь сдаваться — запевай «Катюшу», будем вам под нее капут делать». Едва отзвучали эти слова, как на немецкие позиции обрушился залп БМ-13. Так наши войска «спели песню» для немцев, а установка получила свое легендарное название.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии