18+

Подводная лодка «Декабрист»

расскажите друзьям
о «Легендах»

dekabrist_main.jpg

После того как окончилась гражданская война, в молодом советском государстве стали проводить ревизию оставшегося вооружения. Результаты оказались неутешительными. Практически все оно не соответствовало нормам современных требований. Самое тяжелое положение складывалось во флоте. Корабли, бывшие на плаву, годами не проходили ремонта и использовались, что называется, на износ. Большая часть флота вообще стояла на приколе в небоеспособном состоянии.

Чтобы обеспечить оборону морских рубежей, в Советском Союзе решили пойти по пути царского правительства 20-летней давности. Тогда, после поражения в русско-японской войне, в стране почти не осталось крупных надводных кораблей, способных нести боевую службу. В создавшихся условиях Россия была вынуждена активизировать работы по еще новому тогда подводному флоту, что до некоторой степени уменьшило проблему. Для молодого советского государства с его еще слабой экономикой сооружение относительно дешевых подводных лодок могло стать выходом из сложившейся ситуации.

В середине 20-ых годов идея строительства новых подводных суден обрела зримые очертания. В 1926 году была утверждена морская программа, в которой предусматривалась разработка новой лодки, учитывая все современные достижения. Сразу же начались проектные работы, которые в основном были завершены к сентябрю 1926 года, и документы подводной лодки, получившей название «Декабрист», еще даже не утвержденные руководством Морских Сил Республики, были отправлены на ленинградский завод № 189.

Конечно же, для еще слабой экономики страны даже строительство относительно недорогих кораблей подобного рода было серьезной проблемой. Для «Декабриста» и его 5 систершипов пришлось использовать запасы корабельной стали еще царских времен, предназначавшихся для строительства крейсеров. С дизелями для лодок тоже были проблемы и их пришлось закупать в Германии у фирмы MAN. Парадокс ситуации был в том, что данная фирма строила свои дизельные моторы для тепловозов из переоборудованных моторов, изначально предназначавшихся для германских подводных лодок. Такими моторами оснастили лодки «Декабрист» и «Народоволец». На оставшиеся четыре корабля ставились уже советские моторы модели 42-Б-6 Коломенского завода.

Конечно же, «Декабрист» не был шедевром подводного кораблестроения, и для этого есть целый ряд объективных причин. Однако в его конструкцию было внесено немало новшеств, которые в дальнейшем долгие годы использовались в подводном флоте. Все эти ноу-хау позволили кораблям данной серии даже в годы Второй Мировой войны нести боевую службу наравне с ее более современными собратьями. К сожалению, собственно «Декабрист» трагически погиб в 1940 году в Баренцевом море при учебном погружении.

Самой заслуженной лодкой из «Декабристов» стала третья проекта Д-3 «Красногвардеец». Вошедшая в строй в октябре 1931 года она ушла на север, где совершила ряд походов в высоких широтах и даже производила подледные плавания. За год боевых действий подлодка «Красногвардеец» стала Краснознаменной и удостоилась звания «Гвардейская».

До нынешних времен сохранился «Народоволец», сражавшийся в годы войны на Балтике. До середины 1950-х годов он нес службу, после чего был разоружен, но оставлен как учебно-тренировочная станция, где моряки тренировались в борьбе за выживание. В 1989 году из лодки создали мемориальный комплекс, установив его в Шкиперском протоке в Санкт-Петербурге. Данный музей существует и поныне.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии