18+

Подводная лодка К-141 «Курск»

расскажите друзьям
о «Легендах»

kyrsk.jpg

12 августа 2000 года в Баренцевом море произошло событие, которое даже спустя полтора десятка лет продолжает оставаться одним из самых загадочных в истории подводного флота России. В этот день погибла подводная лодка К-141 «Курск», построенная по проекту 949А «Антей». И несмотря на то, что это событие произошло относительно недалеко от родных берегов и на небольшой глубине, до сих пор реальная причина катастрофы подводного крейсера остается загадкой.

История «Курска» уходит в далекий от нас 1969 год, когда в Советском Союзе началась разработка проекта подводных субмарин, относящихся к крейсерскому классу. Их главной задачей была борьба с авианосными группировками США и их союзников, главенствовавших тогда в мировом океане. Для своего времени такой проект был прорывным, ибо ничего подобного мировое кораблестроение тогда не предлагало.

После окончания проектных работ началось строительство подводных крейсеров, первый из которых (К-148 «Краснодар») вступил в строй флота в конце сентября 1986 года. «Курск» был десятым в числе 11 построенных по этому проекту кораблей. Вступив в строй в сложные времена постсоветской перестройки промышленности, в самом начале 1995 года, корабль сразу включился в боевую работу. Были выходы в море на дежурства и участие в показательных мероприятиях типа праздничных парадов. Наиболее активным у подводного крейсера стал последний год его службы.

В 1999 году резко обострилась международная обстановка. Особо проблемным регионом стали Балканы, где разгоралась новая война. Там, в Югославии, албанские жители края Косово требовали отделения его от страны. Албанцев открыто поддерживали страны Запада и США. Поддержка, в конце концов, выразилась бомбардировками Югославии и силовым отделением края Косово. Как раз в разгар этих событий в Средиземном море и появился подводный крейсер «Курск», крутившийся едва ли не под самыми винтами кораблей западных сторонников демократии. За успешное выполнение задания подлодка была признана лучшей в своей седьмой дивизии. Пять боевых частей корабля получили звание отличных. Личный состав также был признан высококлассным.

На опыте похода «Курска» в Средиземное море корабли Северного флота стали готовиться к походу туда же, но уже мощной группировкой. Одним из этапов подготовки должны были стать учения Северного флота в Баренцевом море в августе 2000. Тогда группа самых мощных кораблей, среди которых были авианосец «Адмирал Кузнецов» и флагман Северного флота атомный крейсер «Пётр Великий», должна была выйти в море для отработки боевых задач. Из этого похода «Курск» вернулся больше чем через год с отрезанной носовой частью и погибшими людьми. Страшной силы взрыв в первом отсеке поставил крест на дальнейшей службе подводного крейсера и его экипажа.

Хотя трагедия произошла на относительно небольшой глубине (максимально нос корабля опустился, достигнув 108-метровой отметки), из-за своих громадных размеров и отсутствия требуемых навыков поднять лодку сразу не представлялось возможным. Для этого была задействована международная команда, усилия которой увенчались успехом лишь в конце 2001 года. Но даже после подъема корабля так и не удалось ответить на главный вопрос: почему все-таки взорвался боезапас в первом отсеке. Была ли причиной этому недоработка конструкции торпед, виновен ли собственно экипаж или виной трагедии стала американская подлодка «Мемфис», едва добравшаяся после случая с «Курском» до своей базы в Норфолке со стесанным носом и (предположительно) десятком погибших моряков.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии