18+

Крейсер «Микума»

расскажите друзьям
о «Легендах»

mikuma.jpg

В ночь с 28 февраля на 1 марта 1942 года по Зондскому проливу тихо скользили два крейсера, представлявшие собой остаток союзной эскадры, потерпевшей поражение в Яванском море. Это были австралийский «Перт» и американский «Хьюстон». В какой-то момент с них были замечены японские транспорты, с которых на берег высаживались войска. Увидев, что их охраняет только один эсминец (это был «Фубуки»), командиры крейсеров решили атаковать столь легкую добычу. Однако едва они начали обстрел транспортов, как на севере показался целый дивизион японских эсминцев, сопровождавших тяжелые крейсера «Могами» и «Микума».

В один момент хищник превратился в жертву. Против столь большого количества врагов союзники были бессильны. Конечно же, главный калибр эсминцев существенного вреда крейсерам причинить не мог, но у них было более мощное оружие — торпеды, и японцы воспользовались им сполна. Прикрываемые «Микумой» и «Могами», каждый из которых сам по своей силе был примерно равен обоим союзным крейсерам, эсминцы выпустили в общей сложности 87 торпед. «Перт» получив два попадания, опрокинулся и затонул в 23.40. Его напарнику повезло больше. Избитый снарядами и торпедами он сумел продержаться еще около часа, но затем все равно пошел на дно.
Так эффективно действовала против противников связка двух японских крейсеров, сделавших своим появлением переворот в предвоенном крейсеростроении. Дело в том, что классический крейсер межвоенного периода имел на вооружении 8-9 орудий главного калибра в 3-4 башнях. Только американцы, всегда тяготевшие к большим кораблям, прорабатывали вариант строительства крейсеров с 12 орудиями главного калибра в 4-х трехорудийных башнях.

Однако в начале 1930-х годов все эти наработки в один миг стали устаревшими. Япония начала строительство сразу четырех легких крейсеров типа «Могами», на вооружении которых были 15 орудий главного калибра. На японский вызов смогли ответить только американцы, даже не подозревая, что это ловушка. Легкие крейсеры в случае войны должны были превратиться в тяжелые простой сменой башен. Японское правительство таким своеобразным образом пыталось обойти ограничения по вооружениям на море, принятые после Первой Мировой войны.

«Микума» вступил в строй японских ВМС в конце августа 1935 года, однако спустя всего 3 месяца вынужден был встать на ремонт. Он получил очень серьезные повреждения корпуса во время жесточайшего тайфуна. На два месяца он застрял в доке, где корабелы спешно усиливали корпус корабля, прослабленный в носовой части из-за просчета конструкторов. Тем не менее, все крейсеры типа «Могами» принимали самое активное участие в боях начального периода войны.

После победоносного Яванского сражения «Могами» и «Микума» отправились в Индийский океан, где в первых числах апреля, действуя против британского судоходства, в Бенгальском заливе уничтожили три транспортных судна. После этого они ушли в Тихий океан на соединение с главными силами флота для участия в нападении на американскую базу, расположенную на атолле Мидуэй. Увы! Для японского флота эта операция была провальной, а для «Микумы» — последней.

5 июня, на конечном этапе операции, когда японские корабли уже начали уходить из зоны боев, «Могами», выполняя противоторпедный маневр, врезался в левый борт «Микумы», полностью отломив себе носовую часть корпуса.

Пробоину получил и «Микума», однако на боевых качествах корабля она не сказалась, и крейсер стал сопровождать своего гораздо более пострадавшего собрата обратно в Японию. К этому моменту после гибели японских авианосцев в небе господствовали американские самолеты. 6 июня оба корабля были обнаружены, и на них началась охота. Весь день прошел в атаках, однако повреждение получилось только одно, и то почти случайное. Подбитый бомбардировщик «Виндикейтор» капитана Флеминга врезался в кормовую башню «Микумы».

7 июня атаки на крейсеры продолжились усилиями летчиков с авианосцев «Хорнет» и «Энтерпрайз». «Микума» получил как минимум 5 бомбовых попаданий, причинивших кораблю тяжелые повреждения и вызвавших сильный пожар. Когда пламя дошло до торпедных аппаратов правого борта, произошел мощнейший взрыв, причинивший катастрофические разрушения и огромные потери среди экипажа. Несмотря на то, что людские потери на корабле превысили 650 человек, он все еще оставался на плаву, что позволило выжившим покинуть агонизирующий крейсер и перебраться на «Могами». К вечеру 7 июня все было кончено. Постепенно набирающий воду и кренящийся на левый борт крейсер утонул. «Микума» стал первым из четверки типа «Могами», погибших в этой войне, но не последний. Они все пали в боях, причем три из четырех — именно из-за взрыва собственных торпед.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии