18+

СПБ. Составной пикирующий бомбардировщик

расскажите друзьям
о «Легендах»

spb_.jpg

10 августа 1941 года немецкая военно-воздушная миссия, работавшая в Румынии, занесла в журнал боевых действий следующее событие. Утром, примерно в половине шестого (время московское), при безоблачном небе, группа советских бомбардировщиков ДБ-3 и СБ трижды атаковали Чернаводский мост. В него попали две бомбы, нанеся ему и протянутому под ним нефтепроводу незначительные повреждения. Возник пожар, прекративший до вечера всякое движение по этому мосту.

Германская миссия, умышленно или случайно, проглядела тот факт, что в налете совсем не участвовали самолеты СБ, а повреждения конструкции нанесли пикирующие бомбардировщики Пе-2 и истребители И-16, в документе вовсе не упомянутые. И если появление «пешек» еще можно было как-то объяснить, то атака истребителями И-16 и вовсе выходила за грань понимания. Дальность их действия была намного меньшей, чем было расстояние до ближайшей действующей советской базы.

Самое интересное, что эта атака истребителей была уже второй. Первая произошла двумя неделями раньше, 26 июля, когда две пары «ястребков» отбомбились по нефтегородку и плавучему доку. Высланные тогда «Мессершмидты» не смогли их перехватить, и дело замяли. Как оказалось — зря.

Все советские истребители, бомбившие Румынию, были участниками одного оригинального проекта, развивавшегося в СССР без малого 10 лет. Согласно первоначальной задумке, на тяжелый бомбардировщик предполагалось пристроить пару истребителей, которые могли бы сопровождать бомбардировочную армаду и в нужный момент выступить на ее защиту. Эту идею предложил и впоследствии воплощал в жизнь инженер Вахмистров.

Оригинальность задумки, а главное, ее возможные результаты, привлекли внимание высоких авиационных чинов. Делу дали ход. Вахмистров получил тяжелый бомбардировщик ТБ-1, несколько истребителей И-4 и группу лучших летчиков. Одни их имена чего стоят: Чкалов, Супрун, Коккинаки… Уже одно перечисление их говорит о большой заинтересованности руководства авиации. За несколько лет проект «Звено» наработал тактику взаимодействия в полете, налетав многие десятки часов, а острословы прозвали его «Цирк Вахмистрова». Однако проект закрыли. Причиной ослабления внимания к нему стало банальное устаревание используемой техники. Все использующиеся в проекте самолеты морально устарели и их сняли с вооружения.



Однако Вахмистров не сдался и предложил вдохнуть новую жизнь в проект, изменив принцип его использования. Если первоначально истребители предлагались для защиты самолета-матки, то теперь их самих предложили использовать как бомбардировщики. Свежую мысль заметили, и для проекта были выделены новые бомбардировщики ТБ-3 и новейшие истребители И-16. Теперь он назывался «Звено СПБ», активно разрабатываясь до 1939 года. Но с приходом в военную авиацию нового руководства к проекту охладели, приказав вернуть самолеты в авиачасти для традиционной службы.

К счастью, в неразберихе текущих дел, о проверке исполнения приказа позабыли, и «Звено СПБ» сохранилось в черноморской флотской авиации. С началом Великой Отечественной войны, когда понадобилось бомбить нефтепромыслы Плоешти в Румынии и порт Констанцу, о самолетах вспомнили. «Звено СПБ» восстановили, и 26 июля две авиаматки с 4 И-16 на борту отработали по порту Констанца.

А мост в Чернаводах наши летчики таки добили. Ночью 13 августа три звена самолетов взлетели с евпаторийского аэродрома, взяв курс на Румынию. Спустя 2 часа 10 минут в 5:40 по Москве, находясь в 15-ти км от вражеского берега, все три пары истребителей расцепились и ушли на задание самостоятельно. Спустя еще десять минут, началась атака, в результате которой в мост попало пять бомб весом 250 кг. Одна их ферм конструкции была полностью разрушена, а полную картину дополнил огромный пожар из поврежденного трубопровода.

К сожалению, положение на фронтах не позволяло дальше развивать это оригинальное направление в авиации. Тем не менее, по некоторым данным даже в 1942 году подобные операции с использованием «Звена СПБ» еще проводились.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии