18+

Легкий танк БТ-5

расскажите друзьям
о «Легендах»

bt5.jpg

На военном параде, посвященном 14-й годовщине Октябрьской революции, впервые появились три новые боевые машины БТ-2. Их основой послужило закупленное в США танковое шасси, именовавшееся «танком Кристи». К сожалению, для БТ-2, его боевые и эксплуатационные качества, оказались не настолько хороши, как предполагалось изначально.

Машину было решено подвергнуть модернизации. Для начала отказались от «родного» двигателя «Либерти», заменив его отработавшим свой ресурс авиационным мотором М-5. Далее была сконструирована башня под новейшее 45-мм орудие 20К, внесен ряд изменений в ходовой части и в оснащении радиооборудованием. Конструкторские и исследовательские работы проводились настолько быстро, что уже в начале 1933 года обновленный танк был принят на вооружение, а к Первомайскому параду на Красной площади Харьковским паровозостроительным заводом было построено уже 50 готовых новейших машин, получивших наименование БТ-5.

Эксплуатация в войсках показала, что новый танк демонстрирует гораздо более высокую надежность, нежели его прародитель. Чтобы подтвердить возросшие возможности бронемашины, было решено организовать танковый пробег от Харькова до Москвы. Маршрут протяженностью 795 км прошел без поломок. Машины двигались на колесах. Следующий показательный пробег БТ-5 совершили в условиях зимнего Забайкалья. Сильнейшие морозы, доходившие до 50 градусов, не помешали экипажам успешно и его завершить.

Не заставили себя ждать и первые боевые испытания. В 1936 году разразилась гражданская война в Испании. Танки БТ-5 были отправлены туда в виде помощи республиканской власти. Они неплохо там себя зарекомендовали, хотя, надо сказать, им противостояли крайне слабые в боевом отношении германские машины Т-1, вооруженные только пулеметом. Однако война показала и минусы машины — слабое бронирование. Появившиеся в войсках малокалиберные противотанковые пушки стали грозным врагом для легкобронированных танков. Именно на опыте боев в Испании начальник Автобронетанкового управления РККА Дмитрий Павлов, сам командовавший там танковой бригадой, сделал доклад высшему советскому командованию о пересмотре концепции танкового вооружения и бронирования.

Дальнейшие боевые испытания БТ-5 посыпались, как из рога изобилия. В боях на Халхин-Голе данные бронемашины штурмовали японские укрепления на горе Баин-Цаган, а потом шли во главе танковых клиньев, окружая японские войска. В 1939 они освобождали Молдавию, Западную Украину и Западную Белоруссию. Зиму 1939-1940 БТ-5 встречали в боях на Карельском перешейке. Однако главное испытание пришло летом 1941 года. Именно в сражениях с германской армией этот легкий колесно-гусеничный танк окончательно ушел со сцены войны. Несмотря на то, что его пушка все еще была опасной для противника, тонкая противопульная броня ставила его в невыгодное положение, и машины массово погибали. Дополнялась картина погрома неразберихой начального периода войны и отсутствием из-за этого нормальной ремонтной базы, когда вполне пригодные для боев машины бросались экипажами по причине простейших поломок. Последние бои БТ-5 на Западном фронте были замечены во время Сталинградской битвы, хотя в Карелии они сохранились в войсках до 1944 года.

Несмотря на столь громадные потери, полностью БТ-5 со сцены не ушел. На Востоке страны находилась довольно крупная группировка БТ-5, которая противостояла возможному нападению японской армии. Летом же 1945 «старички» БТ вместе со своими более молодыми собратьями Т-34, вновь пошли громить японскую квантунскую армию.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии