Крейсер «Адмирал Хиппер»
Поздним утром 8 апреля 1940 года в Норвежском море за 100 миль к западу от Тронхейма лицом к лицу встретились британский эсминец «Глоуворм» и германский тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Эсминец отстал от своей эскадры, доставлявшей войска в норвежский порт Нарвик, чтобы спасти своего упавшего за борт матроса. Эта остановка дорого ему стоила.
«Адмирал Хиппер», шедший во главе группы из 5 эсминцев, открыл огонь своим главным калибром – восемью 203-мм орудиями. «Глоуворм», несмотря на столь впечатляющее неравенство сил, бой принял, и, прикрываясь дымовой завесой, ответил крейсеру своими торпедами и пушками. Из-за постоянного маневрирования германский крейсер не мог вести точный огонь, однако один из его снарядов разнес-таки рубку эсминца, чем совершенно расстроил стрельбу английских комендоров.
В ходе боя дистанция между кораблями сократилась, что называется, до пистолетного выстрела, и командир эсминца капитан-лейтенант Руп от безвыходности ситуации пошел на таран. Обстреливаемый из вспомогательных 105-мм пушек эсминец ухитрился сблизиться с «Хиппером» и ударить его в носовую часть корпуса. От удара порядка 40 метров обшивки германского крейсера оказалось вмятой внутрь. Он получил повреждение носового торпедного аппарата и дифферент на правый борт от затопления нескольких боковых отсеков, потерял 200 тонн топлива. «Глоуворм», полностью смяв свой нос, стал быстро заполняться водой и вскоре затонул. К чести командира крейсера, видя плачевное состояние своего противника, он приказал прекратить огонь и попытался спасти тонущих англичан, подняв к себе на борт 31 человека из штормящего моря.
Это было первое боестолкновение германского «вашингтонского» крейсера «Адмирал Хиппер», спущенного на воду в 1937 году и принятого в состав флота буквально накануне Мировой войны. Как и все «вашингтонские» крейсера он планировался в 10-тысячетонном варианте, но германские корабелы, верные практике делать свои корабли максимально защищенными, обшили его приличной для него броней, отчего он потяжелел сразу на 4 тысячи тонн. В итоге стандартное водоизмещение его составило 14 247 тонн, а полное — поднялось до 18 с лишком тысяч тонн. Главным калибром корабля были 8 стандартных для «вашингтонских» крейсеров 203-мм орудий в четырех двухорудийных башнях. Дополняли вооружение 12 орудий 105-мм калибра, в боковых башнях, 20 зенитных орудий 37- и 20-мм калибра и 4 трехтрубных торпедных аппарата. Для вспомогательных задач и разведки крейсер нес 3 гидросамолета.
Увы, судьба не была благосклонной к этому кораблю. Едва он вступил в строй флота, как почти сразу же отправился в ремонт, из которого вышел для испытаний только 1 сентября, как раз в день начала войны. Спустя два месяца ему вновь пришлось стать на ремонт для исправления новых неполадок. Этот ремонт и дальнейшее довооружение корабля радаром затянулись до середины февраля 1940 года. Но едва 17 февраля все работы были закончены, и крейсер вышел на боевое задание в Северное море, как последовали новые неисправности, ремонт которых затянулся до конца марта. И только 6 апреля 1940 года «Адмирал Хиппер» смог выйти в свой первый боевой поход, когда погиб злополучный эсминец «Глоуворм».
После норвежского похода и ремонта повреждений, полученных в стычке с британским эсминцем, крейсер участвовал в ряде морских набеговых операций совместно с линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» под прикрытием 4 эсминцев. Во время этих операций он потопил 500-тонный английский траулер «Джунипер» и пароход «Орама» водоизмещением 19 840 тонн. Что интересно, так это непомерно большое количество снарядов, потраченное на уничтожение этих, в общем-то, не особо важных целей. Для потопления «Орамы» крейсеру понадобилось истратить 54 снаряда главного калибра, а на маленькую 500-тонную посудину — целых 97 снарядов 105-мм калибра. Это сильно подорвало рассказы о прекрасной меткости германских комендоров.
До самого конца войны «Адмирал Хиппер» нес свою нелегкую службу, участвуя в набеговых операциях, рейдерствуя и ремонтируясь. В январе 1945 года, вывозя беженцев, он двигался в одном ордере с печально известным «Вильгельмом Густловом». Однако опасаясь получить торпеду и в свой борт, прошел мимо тонущего корабля, не останавливаясь. После этого похода крейсер вновь стал на ремонт, как оказалось, последний для него. 9 апреля 1945 года на Кильские верфи, где ремонтировался «Адмирал Хиппер», совершила налет британская авиация. В корабль попали несколько бомб, он загорелся и, полностью выгорев, затонул. В 1946 году его подняли из-под воды и в конце сороковых минувшего века разделали на металл.
Так печально закончилась история красавца-корабля, в котором германские корабелы попытались исправить недостатки «вашингтонских» крейсеров.