18+

Легкий танк БТ-2

расскажите друзьям
о «Легендах»

bt2.jpg

Идея иметь в составе своих войск быстроходные бронированные машины, способные развивать наступление в глубокие тылы противника, проявилась в концепции колесно-гусеничного танка. Для СССР с его обширными пространствами эта тема была особенно актуальной. Наиболее подходящим образцом для развития такой концепции ведения боевых действий оказалась разработка американского конструктора Кристи.

Собственно самого танка у Кристи не было. Для советских специалистов, приехавших в США для осмотра боевой машины, была представлена только его ходовая часть, однако ее возможности вполне удовлетворили их. Была закуплена лицензия на производство танка Кристи в Советском Союзе, который и стал прообразом целого семейства боевых машин БТ (Быстроходный Танк), прошедших впоследствии через целую череду войн и прослуживших до 1945 года.

Производством новой боевой машины было поручено заняться Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Полученный танк подвергся ряду доработок и дополнений, направленных, в первую очередь, на повышение технологичности машины. После установки на танк Кристи башни с вооружением, разработанной специально для него, он был принят на вооружение под индексом БТ-2 в мае 1931 года. Первые три боевые машины стали участниками военного парада 7 ноября 1931 года, посвященного 14-й годовщине Октябрьской революции.
К сожалению, с БТ-2 не все шло так, как задумывалось изначально. Предусмотренная для его вооружения 37-мм пушка, имевшая длину ствола 60 калибров, еще не была готова. По этой причине на место, где она должна была находиться, ставили спаренную установку из двух 7,62-мм пулеметов ДА (Дегтярева Авиационный). Часть же машин вообще принимали без вооружения. В дальнейшем, по мере появления танковых орудий, их устанавливали на невооруженные машины. Полностью таковую пушку закончили разрабатывать только к лету 1933 года, когда полным ходом уже шло производство другой, более совершенной и крупнокалиберной 45-мм пушки образца 1932 года. По этой причине БТ был перепроектирован под новое орудие и выпускался под новым индексом — БТ-5. Готовые же пушки 37-мм калибра установили только на уже произведенные машины БТ-2 и закончили их производство. Всего за период 1932-1933 годов было выпущено 620 танков БТ-2, из которых 412 были сделаны в чисто пулеметном варианте, а 208 — в пушечно-пулеметном.

Конечно же, не все гладко шло с танком и в строевых частях. Многие танкисты попросту не готовы были работать со столь сложной техникой, ненадежными были американские двигатели «Либерти», часто разрушались траки гусениц, крайне остро стояла проблема запасных частей. Тем не менее, машина полюбилась танкистам благодаря своим непревзойденным динамическим качествам. Эти возможности танка они использовали по полной программе. Достаточно сказать, что уже к 1935 году экипажи БТ-2 на учениях массово совершали прыжки через препятствия на расстояния в 15-20 метров, а некоторые рекордсмены ухитрялись улететь на 40-метровую дальность.

Первым боевым испытанием для БТ-2 стали события на Халхин-Голе. Там 3 июля японский пехотный полк, переправившись через реку, захватил плацдарм в районе горы Баин-Цаган. Спасла положение 11-я танковая бригада, укомплектованная танками БТ-2 и БТ-5. Именно их удар, стоивший, правда, больших потерь, вынудил японцев отойти на свой берег.

В 1939 году БТ-2 освобождали Западную Украину, участвовали в зимнем конфликте на советско-финской границе, а в 1941 воевали с фашистами. Конечно же, крайне слабое вооружение этих танков уже не соответствовало требованиям современной войны, однако есть множество подтверждений тому, что БТ-2 шли в атаку наряду с более современными своими собратьями БТ-5 и БТ-7.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии