необычные ювелирные украшения Алхимия
 
18+

Крейсер «Блюхер»

расскажите друзьям
о «Легендах»



необычные ювелирные украшения Алхимия

bluher_.jpg

Удивительно, как иногда повторяются судьбы военных кораблей, имеющие одинаковые названия. Несколько случаев тому пример. Американские крейсеры «Бруклин» и «Нью-Йорк» почти в точности повторяли в боях действия своих предшественников. Русский крейсер «Аврора», хотя и не совершил великих подвигов, стал известен так же, как и его предшественник — фрегат «Аврора». Для германского флота таким именем стал «Блюхер».

Первый «Блюхер», ставший не совсем удачной попыткой построить линейный крейсер, погиб в бою у Доггер-банки в конце января 1915 года, избиваемый снарядами англичан. Правда, в составе флота он успел прослужить больше четырех лет. У второго «Блюхера» служба оказалась еще более короткой. Он успел прослужить всего чуть более полугода в составе германского флота, прежде чем пойти на дно Осло-фиорда, унося с собой по официальным данным почти 250 человек экипажа и десанта.

Что же это за корабль, так скоропостижно окончивший свой военный путь? Тяжелый крейсер «Блюхер» был родным братом «Адмирала Хиппера» и «Принца Ойгена». Заложен он был на фирме «Дойче Верке» в августе 1935 года через месяц после закладки головного корабля «Адмирал Хиппер». Спустя 37 месяцев, 20 сентября 1939 года, он был торжественно принят в строй германского флота, к сожалению, так и не став боевой единицей. Множество недоделок и неполадок в машинах задержали корабль у причала еще на два месяца. Только в последних числах ноября крейсер смог выйти в свой первый, пока еще испытательный поход, однако сама программа испытаний в связи с военным положением была максимально сокращена.

Завершив пробный поход, «Блюхер» вновь пришел в Киль, где на нем продолжились достроечные и ремонтные работы. Только 7 января следующего 1940 года он смог покинуть завод, но и тогда крейсер не стал полноценной боевой единицей. Ему требовалось опробовать на практике свои артиллерийские системы и торпедные аппараты, но суровая зима сорвала все планы, сковав воду льдом и накрыв все туманами. Пришлось кораблю вернуться к заводскому причалу, где на него вновь поднялись заводские рабочие, чтобы продолжить достроечные и ремонтные работы, растянувшиеся до конца марта.

«Блюхер» уже почти полгода числился в строю германского флота, однако до сих пор оставался ограниченно годным к службе из-за постоянных поломок машин и незаконченности испытаний. Тем не менее, Морской штаб имел свои виды, включив его в состав корабельной группы для участия в операции «Везерюбунг», в ходе которой планировалось захватить Южную Норвегию.

5 апреля в Свинемюнде, ставшей отправной точкой операции, на крейсер были загружены 830 военнослужащих 163-й пехотной дивизии и два генерала, которые должны были командовать всей операцией. Попутно на борт было принято огромное количество боеприпасов, которыми забили все штатные хранилища, проходы и любые свободные места на корабле. Именно этот фактор и сыграл самую зловещую роль.

7 апреля корабли во главе с «Блюхером» покинули Свинемюнде и вышли на соединение с другой частью группы вторжения. К сожалению, немцев уже вечером колонна кораблей была обнаружена английской подводной лодкой «Тритон» и обстреляна торпедами, правда, безуспешно. Вскоре еще одна английская лодка «Санфиш» засекла продвижение каравана судов и передала его координаты своему командованию. Тем не менее, германские корабли неумолимо двигались к своей цели — Осло-фиорду. В самом входе в фиорд колонну встретил патрульный корабль ВМС Норвегии «Пол-Ill», представлявший собой переделанный в боевое судно китобойный пароходик. Он тут же был захвачен командой моряков эсминца «Альбатрос».

Благополучно был пройден и следующий заслон — береговые батареи, расположенные на островах Болерне и Раной. Пока норвежские артиллеристы раздумывали о том, стрелять им или не стрелять, немцы прошли узость и вышли из зоны обстрела батарей. Однако они успели предупредить следующий заслон, который смог подготовиться к бою. Едва «Блюхер» вошел в зону действия 280-мм орудий береговой батареи, как тут же получил два снаряда в середину корпуса. Вскоре с другого острова заговорили 150-мм орудия еще одной батареи, добавившие крейсеру еще два десятка попаданий. Горящий, с заклинившими рулями корабль еще продолжал двигаться, когда две торпеды берегового базирования поставили точку в короткой биографии «Блюхера». Крен, пожары и взрывы собственного боезапаса добили поврежденный крейсер. Около 7 часов утра крен достиг угрожающей отметки в 45 градусов. Команде и десанту было приказано спешно покинуть борт корабля, и около 7.30 он носом ушел под воду.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии