18+

Крейсер «Бервик»

расскажите друзьям
о «Легендах»

berwick.jpg

В ночь с 24 на 25 декабря радар безуспешно дежурившего в районе Датского пролива германского тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» наконец-то засек корабли противника. Как потом выяснилось, на него вышел конвой WS-5A, в составе которого было 20 транспортных судов, идущих в сопровождении эскорта из двух старых британских авианосцев, нескольких крейсеров и легких сил. Пользуясь тем, что радар «Хиппера» был гораздо более совершенным, чем у его британских противников, немец незаметным пошел параллельным курсом, выбирая для себя подходящую цель.

Примерно к половине седьмого утра «Адмирал Хиппер» приблизился к охранявшему конвой тяжелому крейсеру «Бервик» на дистанцию, подходящую для торпедного залпа. Однако в этот момент англичане засекли в предутренних сумерках своего врага и в 06.39 дали по «Хипперу» первый залп главным калибром. Германскому крейсеру пришлось ответить из своих орудий, при этом ударная волна от выстрелов повредила прицельные приспособления торпедных аппаратов. Так началась перестрелка, в ходе которой «Бервик» получил четыре попадания 203-мм снарядами, серьезно повредившими корабль, причем два из них пришлись в зону ниже ватерлинии.

Подоспевшие на помощь «Бервику» легкие крейсеры «Бонавенчур» и «Данедин» спасли ситуацию, и «Хипперу» ничего не оставалось делать, как скрыться в дождевом шквале, тем более, что у него в очередной раз начались неполадки в котельном отделении. Собственный огонь «Бервика» германскому кораблю никакого ущерба не нанес, однако занятый борьбой с серьезным противником немец не смог нанести серьезного ущерба транспортникам конвоя, обстреливая их только вспомогательным оружием. Так закончилась стычка между «вашингтонскими» крейсерами «Адмирал Хиппер» и «Бервик», представлявшими собой совершенно разные точки зрения на современный тяжелый крейсер.

Что же это за корабль, столь героически спасший конвой WS-5A, приняв огонь «Адмирала Хиппера» на себя? Тяжелый крейсер «Бервик» стал первым в этом классе, заложенным после знаменитого Вашингтонского соглашения о сокращении вооружений на море. Несмотря на то, что головным в серии был крейсер «Кент», «Бервик» заложили ровно на два месяца раньше его, хотя сам корабль вошел в строй британского флота несколько позже. Имея своими корнями крейсера типа «Хаукинс» времен Первой Мировой войны, все «Кенты» предназначались для борьбы с рейдерами противника на своих морских коммуникациях. Для этого скорость и бронирование этих кораблей было принесено в жертву дальности плавания. В дальнейшем перекос был устранен, а «Кенты» пришлось модернизировать, усилив их бронезащиту в районе ватерлинии и котельных отделений. Именно это в дальнейшем и спасло «Бервик» от более серьезных неприятностей, ведь один из снарядов «Хиппера» попал как раз в этот броневой пояс и не взорвался, повредив при ударе взрыватель.

Тем не менее, недостатки, связанные со слабостью бронирования, не сказались на боевых качествах крейсеров данного класса. Возможность же трансокеанских плаваний дала способность «Кентам» сопровождать во время боевых действий конвои из транспортных судов, не заботясь о дозаправке топливом. При экономическом 12-узловом ходе они могли преодолеть расстояние, превышающее 13 000 морских миль. Это и предопределило дальнейшую судьбу крейсеров этого класса. Все они, и «Бервик» в том числе, вынесли на своих плечах бои с германскими рейдерами и сопровождения конвоев, особенно в полярных широтах.

«Бервику» повезло. Он пережил великую войну с минимальными потерями и был исключен из списков флота только в 1948 году, в ноябре которого его начали разделывать на металл.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии