18+

Крейсер «Принц Ойген»

расскажите друзьям
о «Легендах»

Prinz_Eugen.jpg

Ранним утром 24 мая 1941 года в Датском проливе сошлись две группы кораблей: германская в составе линейного корабля «Бисмарк», тяжелого крейсера «Принц Ойген» и британская в составе линейного крейсера «Худ», новейшего линкора «Принц Уэльский». Англичан на немецкую рейдерскую группу наводили крейсеры «Норфолк» и «Саффолк».

В 5.53 с расстояния в 100 кабельтов англичане открыли огонь главным калибром по головному кораблю германской группы — крейсеру «Принц Ойген». Спустя 2 минуты, в 5.55 ответили орудия крейсера, первым же залпом накрыв цель — линейный крейсер «Худ». Уже вторым залпом «Ойгена» «Худ» был поражен одним из снарядов. Он разорвался у основания грот-мачты, вызвав пожар. К этому моменту в бой вступил «Бисмарк», нанесший «Худу» свой смертельный удар. Спустя несколько минут на «Худе» произошел мощнейший взрыв, уничтоживший и сам линейный крейсер, и почти всю его команду.

В 5.59 «Принц Ойген» перенес свой огонь на «Принца Уэльского», находясь от него на расстоянии 80-90 кабельтов. Англичанине все внимание сосредоточили на «Бисмарке», поэтому германскому крейсеру практически ничего не угрожало, и он смело сближался со своим противником. Дошло до того, что в какой-то момент с «Ойгена» по британцу начали вести огонь даже универсальные 105-мм орудия, успевшие выпустить по линкору за время боя 78 снарядов. Вскоре, правда, над полем боя появилась британская летающая лодка, и зенитки переключили свое внимание на нее. Тем не менее, избиваемый снарядами британский корабль был вынужден отвернуть с боевого курса и оставить поле боя.



Так закончился первый бой тяжелого крейсера «Принц Ойген», третьего в серии улучшенных «вашингтонских» крейсеров германского флота, начало которым положили «Адмирал Хиппер» и «Блюхер». Заложенный в 1936 году и принятый в строй германского флота 1 августа 1940 года, он прослужил до конца войны, поначалу активно участвуя в морских операциях, а после — отстаиваясь на более спокойном Балтийском театре военных действий. Среди самых известных операций, в которых он участвовал, был знаменитый прорыв надводных сил Германии из французского Бреста, названный «Операция Цербер». Несмотря на минирование англичанами Ла-Манша и Па-де-Кале, активное противодействие авиации и легких надводных сил, «Принц Ойген» вернулся в Германию практически неповрежденным.

Однако следующий же поход оказался для крейсера фатальным. Торпеда британской подводной лодки «Трайдент» нанесла ему настолько серьезные повреждения, что ремонт корабля затянулся до января следующего года. Когда же он завершился, то ситуация на море настолько изменилась, что крейсер было решено вообще не выводить в открытый океан, а придерживать на Балтике до лучших времен.

Грустная шутка — мощный и современный корабль, по сути, стал самой большой канонерской лодкой Балтийского моря. Достойных соперников ему тут явно не было: крупные надводные корабли советского флота были надежно заперты в Финском заливе. Легкие же надводные силы соперниками ему не были, а против авиации и подводных сил он сам ничего поделать не мог. Только во второй половине 1944 года, когда ситуация на сухопутном фронте стала для Германии угрожающей, его вновь стали привлекать к боевым действиям для обстрела побережья. Увы! Главной жертвой корабля стал свой же легкий крейсер «Лейпциг», который он случайно протаранил.

К операциям по обстрелу побережья «Принца Ойгена» привлекали до апреля 1945 года, пока не закончились 203-мм снаряды, производство которых германская промышленность прекратила еще в 1942 году. В первых числах апреля, почти расстреляв весь оставшийся на борту боекомплект, крейсер вместе с другими кораблями флота ушел в Копенгаген, где впоследствии сдался союзным войскам.

По разделу имущества фашистской Германии «Принц Ойген» достался американцам, которые должны были ликвидировать корабль до августа 1946 года. Примерно так и произошло. Он был уничтожен серией атомных взрывов на атолле Кваджалейн и теперь его останки покоятся на дне морском у рифов, окружающих этот остров.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии