18+

Бортовой самописец

расскажите друзьям
о «Легендах»

bortovoi_sanopisets.jpg

Какой предмет мы называем черным, в то время как он окрашен в яркий оранжевый цвет? Он также имеет форму цилиндра или шара, хотя имя его подразумевает кубическую форму и прямые углы? Это бортовой самописец или «черный ящик» — предмет, который помогает установить причины аварий летательных аппаратов.

То, что это устройство на самом деле оранжевое, легко объяснимо: яркий предмет гораздо легче найти на месте крушения самолета. Закругленные оболочки же лучше выдерживают внешние воздействия во время аварий.

Первый прибор, который был создан для того, чтобы записывать некоторую информацию в процессе полета, был разработан двумя французами Юссено и Бодуэном. Он измерял такие параметры полета, как высота и скорость. Это достигалось за счет отражения луча света на фотопленку. Корпус прибора был черного цвета, чтобы защитить пленку. По одной из версий «черный ящик» получил свое название именно из-за цвета этого первого устройства. Но такой самописец лишь фиксировал параметры полета, но не записывал никаких звуков, поэтому восстановить подробную картину происходящего на борту при помощи подобного оборудования было сложно.

В 1953 году австралийский научный сотрудник, химик, специализирующийся на авиационном и ракетном топливе, Дэвид Уоррен принимал участие в расследовании и выяснении причин катастрофы британского пассажирского лайнера. Ученому пришла в голову мысль о том, что если бы на борту самолета находился человек с диктофоном и предмет уцелел, это могло бы значительно помочь расследованию. Ведь все звуки сопровождающие катастрофу оказались бы на пленке. Уоррен предложил использовать для гражданской авиации запись звука на магнитную ленту. Эту мысль сразу же поддержали. О многом могли сказать как голоса членов экипажа, так и все остальные звуки, например, гул двигателей.

В 1956 году был создан первый прибор для записи параметров полета и звуков на борту. Новая модель самописца была обернута асбестом и находилась в прочном стальном корпусе. В 1960 году «черные ящики» были установлены на все австралийские пассажирские самолеты, затем это новшество переняли и другие страны.

Дэвид Уоррен стал единственным австралийцем, которого в начале XXI века включили в список ста гениев столетия. Изобретение «черного ящика» прославило ученого и даже на его гробу была сделана надпись, которая в переводе на русский язык означает «Изобретатель бортового самописца. Не открывать!»

В последствие, было решено разделить параметрический и речевой регистраторы. Сначала их поместили в разные части самолета, но затем переместили оба в хвостовую часть, так как кабина чаще всего подвергается при аварии сильному разрушению.

Бортовые самописцы невероятно прочны, они могут выдержать огромную ударную перегрузку, а также сохранять информацию, находясь в огне в течение получаса. Устройство должно сохранять данные даже при погружении в воду в течение месяца на глубину 6000 метров. Для того чтобы самописцы было проще найти, их дополняют радиомаяками и акустическими системами. Они включаются автоматически в случае аварии.

Информацию с «черных ящиков» считывают не только в случае катастрофы. После каждого полета записи анализируются, чтобы в результате повысить надежность самолетов. Этот прибор во многом помогает сделать передвижение по воздуху более безопасным.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии