Стеклярусный кабинет
Стеклярусный кабинет – это самое известное помещение, которое находится в ансамбле Китайского дворца Ораниенбаума. Сам Китайский дворец располагается под Санкт-Петербургом в городе, носящем сегодня имя Ломоносова. Стеклярусный кабинет считается шедевром мирового искусства в части дворцовых интерьеров.
И Китайский дворец, и стеклярусный кабинет были изготовлены по распоряжению императрицы Екатерины II. Архитектором дворца был Антонио Ринальди. Постройка велась с 1762 по 1768 год. Свое название дворец получил из-за использования в его интерьерах и, в частности, стеклярусного кабинета, отделки в китайском стиле, что в те времена было довольно модно.
Стеклярус – это особая техника вышивки, для которой используются специальные стеклянные цилиндры, через которые продевается нить и расшивается панно по аналогии с бисером. Данная техника была придумана во Франции в XVII веке. Панно, расшитые стеклярусом, называют еще французскими обоями. Именно такие стеклярусные обои и украшают одноименный кабинет в Китайском дворце.
Кабинет украшают 12 панно, на которых изображены различные пейзажи тропического леса. Фантастические бабочки, экзотические птицы, растения – все это было вышито вручную не только при помощи стекляруса, но и ворсистым шелком (синелью). Более того, стеклярус использовался лишь для создания фона, а основные изображения вышивались сверху шелковыми нитками. Долгое время думали, что стеклярусные панно в Китайском дворце были созданы во Франции по эскизам Жана Пильмана – знаменитого орнаменталиста того времени. Но это не так.
Основа холстов расшивалась стеклярусом на мозаичной фабрике, созданной Ломоносовым. А вышивку шелком осуществили девять российских золотошвеек, которыми, правда, руководила француженка Мария де Шен, служившая при дворе Екатерины II. Эскизы нарисовал художник Барроци. Общая площадь двенадцати сюжетов составляет 41 квадратный метр.
Все панно обрамлены позолоченными резными рамами, имитирующими деревья, увитые цветами и гроздьями винограда. Золочение выполнено с использованием двух техник – блестящей и матовой, что создает эффект объема.
Изначально пол стеклярусного кабинета был мозаичным. Он был выполнен при помощи смальт также в мастерских Ломоносова. Примечательно, что основными элементами орнамента пола были квадраты, когда как на потолке использовались овалы. Подобный диссонанс говорит о том, что пол был изготовлен позже, примерно через десять лет после окончания создания самого кабинета. Какой был пол до этого – неизвестно. Да и сам мозаичный пол также не сохранился. Он пришел в негодность еще в XIX веке. Сегодня пол выполнен из паркета, который, впрочем, повторяет рисунок мозаичного.
Все 12 панно сохранились до нашего времени практически в первозданном виде, не претерпев особых изменений с момента появления в середине 60-х годов XVIII века. Холсты недавно (в 2011 году) реставрировали сотрудники Эрмитажа, очистив от грязи и пыли и подтянув ослабившиеся от времени нити. Сегодня стеклярусный кабинет может увидеть каждый желающий.