18+

Посуда Малевича и Чашника

расскажите друзьям
о «Легендах»

1266750788_2-dishware.jpg

Посуда Малевича и Чашника считается одним из наивысших проявлений идеологии супрематизма, реализованной в функциональных предметах. Прообразом супрематизма стал знаменитый «Черный квадрат», написанный Малевичем в 1915 году. Сам автор называл картину лицом нового искусства и искал способы, которые могли бы нести идеологию в массы. Одним из таких способов стало создание посуды, получившей впоследствии название от имен ее создателей – Казимира Малевича и Ильи Чашника.

Супрематизм стал высшим проявлением чистого искусства. Он был сродни авангардизму, но просуществовал совсем короткое время, не более двух десятилетий, и не получил дальнейшего развития после распада группы УНОВИС (Утвердители нового искусства), состоящей из Малевича и его учеников. Суть супрематизма заключалась в использовании простых форм и их ассиметричных комбинаций.

Проявить свои идеи в создании посуды Малевичу, Чашнику и Суетину (третий художник, принимавший участие в создании посуды) выпал шанс, когда Чашник и Суетин были зачислены в штат глино-фарфорового завода в Петрограде в 1922 году в качестве художников.

Именно появление супрематистов стало началом реформы на заводе и появления новой пластики в фарфоре. Малевич, узнав о новом назначении своих учеников, принял непосредственное участие в появлении нового типа посуды. Была даже создана «Лаборатория форм», приписанная к заводу. Малевич с учениками разложили функциональные предметы на простые формы, так называемые первоэлементы, и «собрали» вновь, убрав все лишнее по их мнению. Так, традиционные формы чашек были заменены упрощенными правильными полусферами, а все ручки с хитросплетенными завитками уступили место простым прямоугольным ручкам.

Такое же проявление чистого простого искусства коснулось и цвета. Роспись посуды стала отличаться простыми линиями, потеряла всякий тематический сюжет, подчеркивая лишь важность самого цвета, а не того, что он отображает. Ее стали противопоставлять традиционной агитационной посуде, на которой были нарисованы сцены из социалистической жизни страны.

Но «простыми» формами пользоваться в повседневной жизни оказалось очень сложно. Чашки, чайники и прочие предметы посуды не были признаны потребителем. Через год лабораторию закрыли, а художников уволили. Посуда же заняла свое место в музеях, став классическим примером идеологии супрематизма.

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии