необычные ювелирные украшения Алхимия
 
18+

Винтовка Мосина

расскажите друзьям
о «Легендах»



необычные ювелирные украшения Алхимия

Mosin-rifle3.jpg

1885 год. Французский инженер Вьель на основе пироксилина изобрел бездымный порох. Его появления, казалось, только и ждали конструкторы, которые тут же применили его в оружейных разработках.

Дело в том, что военные инженеры уже несколько лет пытались улучшить качество и скорострельность находящихся на вооружении своих армий однозарядных винтовок. Однако, применяемый промышленностью для патронов черный порох, сильно сдерживал полет их фантазии. При частой стрельбе образовывалось большое облако дыма, совершенно скрывавшее противника, и делавшее ее бессмысленной. Бездымный порох моментально расставил все точки над «и».

Российская армия, как и ее основные европейские соперники, также хотела получить более скорострельную винтовку. Для решения этой проблемы в 1883 году в стране была создана «Особая комиссия для испытания магазинных ружей». Ее задачей было выбрать наиболее подходящий вариант армейской скорострельной винтовки под новый патрон на бездымном порохе.

Одним из членов этой комиссии был капитан Сергей Иванович Мосин, который и сам занимался проблемами повышения скорострельности основного оружия пехоты. Он создал образец на основе состоящей тогда на вооружении винтовки Бердана, для которой разработал магазин под стандартный 10,6 мм патрон. В 1885 году Мосин модернизировал оружие, увеличив емкость магазина с 8 до 12 патронов. На его испытаниях винтовка вошла в число лучших, но пока еще не полностью удовлетворяла заказчика. И вот здесь конструктор, прекрасно знавший баллистику, пошел на беспрецедентный шаг. Он предложил уменьшить калибр пули до 8 мм. Услышав доводы Сергея Ивановича, комиссия пошла ему навстречу и уже к началу осени первый образец такой винтовки был готов. Однако это были только шаги на пути к его конструкторской вершине.

В 1889 году Мосин начал разрабатывать новую винтовку, имеющую калибр 7,62 мм (три линии по тогдашней метрической системе) и серединный магазин вместо реечно-прикладного. В четыре месяца винтовка была готова и сразу же вступила в жестокую конкуренцию с аналогичной разработкой бельгийского конструктора Нагана. В труднейшей борьбе мосинская винтовка победила и именно ее испытательная комиссия рекомендовала для вооружения армии.

Парадоксально, но сам царь больше склонялся к тому, чтобы на вооружение армии была принята бельгийская винтовка, и был очень недоволен победой русского конструктора. Уступив все же рекомендациям приемной комиссии, в своем вердикте он собственноручно написал: «Именовать винтовку «трехлинейная винтовка образца 1891 года»», на многие года вычеркнув имя конструктора из названия своего детища.

Новая винтовка получилась настолько удачной, что с небольшими изменениями выпускалась свыше 50-ти лет – до 1944 года. На ее основе появились сразу три образца: со стандартным стволом для армии, укороченным для драгун и коротким для казаков. Спустя 16 лет после начала выпуска винтовки промышленностью, в войска поступило в общей сложности свыше трех миллионов семисот тысяч единиц этого оружия.



В 1910 году винтовка прошла небольшое усовершенствование, во время которого она получила патрон новой конструкции, улучшенный прицел и усиленный приклад. В 1924-1930 годах ее вновь модернизировали. В этот раз у ружья сменили штык и систему защелки, поменяли форму мушки, дополнительно закрыв ее цилиндрическим намушником, внесли и другие изменения. Тогда же на основе винтовки Мосина был разработан ее снайперский вариант, отличавшийся от прототипа улучшенной проработкой внутренней части ствола и некоторыми другими нюансами. Наличие оптического прицела, правда, лишило это ружье магазинного заряжания. Появление в линейке винтовок Мосина снайперской модели увеличило продолжительность ее службы в войсках до невиданных доселе для оружия сроков. Отдельные экземпляры снайперских винтовок на основе «трехлинейки» были замечены в Афганистане в 1981 году.



Гениальная конструкция трехлинейной винтовки Мосина по праву сделала ее одной из самых знаменитых среди образцов русского оружия. Принятая на вооружение еще в 1891 году она верой и правдой отслужила обе мировые войны ХХ столетия и целую череду более мелких конфликтов, десятилетиями оставаясь надежным и вполне современным оружием. Винтовка Мосина стала первым отечественным образцом ружейной системы, когда-либо принимавшейся для оснащения русской армии.
вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии