необычные ювелирные украшения Алхимия
 
18+

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец»

расскажите друзьям
о «Легендах»



необычные ювелирные украшения Алхимия

tolkien_1.jpg

«Феномен «Властелина Колец», «феномен Толкина» — эти фразы часто встречались в отзывах критиков после издания романа, которому суждено было стать одной из самых читаемых книг в истории, а её автору — самым знаменитым английским писателем ХХ века. Из всех произведений Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» стал самым популярным, все тома трилогии в сумме составляют около 1,5 тыс. страниц. Книга переведена почти на 40 языков, а её тираж достиг поистине астрономической цифры.

Первое издание трилогии «Властелин Колец» вышло в 1954-1955 годах.

Изначально роман был нацелен на молодых читателей: издатели никак не предполагали, что сказочный сюжет «Властелина Колец» вызовет такой бурный отклик среди взрослой аудитории. Домохозяйки и академики, дети и хиппи — опубликованный в 1954-1955 годах, роман переживал период повышенного внимания к себе со стороны совершенно разномастных читателей, и этот период длится по сей день. Принадлежность «Властелина Колец» к мировой литературе, в глобальном понимании, оказалась намного важнее, нежели принадлежность произведения к литературе ХХ столетия.


Фрагмент рукописи «Властелина колец»

Замысел романа «Властелин Колец» возник в качестве продолжения «Хоббита» — повести, которая была опубликована в 1937 году. Читатели требовали продолжения, и в 1939 году Джон Р. Р. Толкин приступил к новой работе. Интересно, что центральной работой всей жизни английского писателя был вовсе не «Властелин Колец». «Сильмариллион», который был издан Кристофером Толкином после смерти отца, возник даже раньше, нежели «Хоббит». Однако когда Толкин попытался отправить свой труд в издательство ещё при жизни, его отклонили и попросили написать вместо этого продолжение сказочной повести.

В США какое-то время бушевал настоящий «толкиновский бум». Существование целой субкультуры на основе романа — ещё одна причина, по которой невозможно считать «Властелина Колец» всего лишь памятником литературы прошедшего века. Истоки этой дивной субкультуры проистекают из «толкиновских обществ», возникших в Америке по инициативе американских студентов. «Властелин Колец» превратился в культовое произведение, а энтузиазм американцев постепенно подхватили страны Европы и Азии. С течением времени это движение не только не угасло, но и принимает новые масштабы — поклонников творчества Толкина с каждым днём становится только больше.

После своего появления роман вызвал неоднозначную реакцию критиков: обсуждались как его своеобразие и художественные достоинства, так и поставленные в книге проблемы. С 60-х годов изучение «Властелина Колец» в литературоведении стало систематическим. Основным и важнейшим вопросом, касающимся произведения Толкина, был и остаётся вопрос жанра: жанр книги понимается по-разному разными исследователями, и сегодня на него существует несколько основных взглядов. Сам Толкин называл своё произведение «волшебными сказками», а литературоведы сходятся лишь в одном: «Властелин Колец» послужил зарождением фэнтези и стал его образцом, но определять жанр романа как фэнтези — слишком сужать рамки.


К. С. Льюис (слева) и Дж. Р. Р. Толкин(справа)

Интересно, что появлению столь значимого в мировой литературе цикла мы обязаны К. С. Льюису — хорошему другу Толкина. Однажды Льюис сказал Толкину, что на свете мало таких историй, которые им по вкусу и что, кажется, придётся взяться за работу и написать их самим. После этого друзья договорились, что Толкин будет писать о «путешествии во времени», а Льюис, соответственно, — о «путешествии в пространстве». Так на свет появился «Утраченный путь» и «Космическая трилогия», которые стали основой для возникновения «Сильмариллиона», а затем и «Властелина Колец». Роман Толкина привёл Льюиса в восхищение, ну а книги Льюиса, увы, Толкину не понравились. Это никоим образом не повлияло на их дружбу, но Толкин впоследствии не раз говорил, что именно Льюис был его первым и единственным слушателем, который подтолкнул его на серьёзную творческую работу вместо маленького хобби «для себя». Льюис же прославился в дальнейшем «Хрониками Нарнии» — ещё одной замечательной английской сказкой.

Читателю будет интересно узнать, что оживший лес, который помогал в битве на Хельмовом Ущелье, был навеян писателю одной из сцен «Макбета». В шекспировском произведении под лес маскировалось целое войско, но эта «подмена» в своё время так раздосадовала Толкина, что работая над собственным произведением, он повёл в бой уже настоящие деревья (энтов).

Во время написания «Хоббита» волшебника звали Бладортин, в то время как Гэндальфом звали предводителя гномов (позже он стал Торином). Ещё более забавная метаморфоза во время написания «Властелина Колец»: изначально сурового Бродяжника, которого хоббиты встретили в «Гарцующем пони», звали Троттер и он был хоббитом. Но затем Толкин стал сетовать на то, что хоббитов получается слишком много. Так Троттер постепенно превратился из коротыша в человеческого героя королевской крови — Арагорна II.

Кстати, особой реакции нарастающий шум вокруг персоны Толкина среди его оксфордских коллег не вызвал. После выхода «Властелина Колец» они лишь сказали профессору: «Что ж, теперь ясно, чем вы занимались все эти годы и почему не закончили обещанные словари, грамматики и комментарии. Вы достаточно развлеклись — займитесь же, наконец, делом!»

вам понравилась статья?

смотрите также
комментарии