Запорожец
Прототипом этих советских автомобилей стал Фиат 600. Каждое их поколение получало в народе свое прозвище: представителей одной из моделей называли «горбатыми» из-за их формы кузова, другой — «ушастыми» за выступающие по бокам машины воздухозаборники. Автомобили следующего поколения стали величать «мыльницами».
Должно быть все догадались, что речь идет о «Запорожце». В СССР эта модель пользовалась большой популярностью из-за ее дешевизны. Ведь «Жигули» стоили в два раза, а «Волга» в три раза дороже, чем эта небольшая, но экономичная машина!
Но дизайн автомобиля был разработан вовсе не из желания конструкторов создать объект для шуток и анекдотов следующего поколения. В 50-х годах, когда жители нашей страны пришли в себя после военного времени, была задумана стройка доступного жилья. Помимо обеспечения людей квартирами, нужно было решить и проблему личного транспорта.
Разработка доступного автомобиля была поручена Научному автомобильному институту. Сотрудники института должны были создать модель недорого и небольшого народного авто. Помимо этого, разработчики должны были учесть тот факт, что автомобиль будет использоваться в самых разных частях нашей страны, поэтому он должен обладать способностью перевозить людей в различных, подчас непростых, природных и ландшафтных условиях Советского Союза.
Сотрудники Научного автомобильного института предложили несколько моделей будущего авто. И, случись так, что итоговый выбор пал бы на другую конструкцию, народный автомобиль выглядел бы совершенно по-другому. Идея одной из любопытных моделей появилась у конструкторов НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом.
Проект «Белка» был крайне необычен. Самой интересной деталью авто была часть кузова, которая откидывалась наверх и вперед. Именно откинув эту переднюю часть, водитель и пассажир переднего сидения могли занять свое место в машине. Несмотря на свои компактные размеры, в автомобиле предполагалось пять посадочных мест, а для сельской местности предлагалась «бездверная» комплектация.
Но, увлекшись реализацией оригинальной конструкции, создатели «Белки» не продумали до конца ее безопасность и герметичность. И поэтому 1960 году Запорожским заводом был выпущен первый народный автомобиль за основу которого взяли Фиат 600. Расположенный сзади двигатель «Запорожца» был редкого для мирового автостроения типа — четырехцилиндровый V-образный. Машина была двухдверной, а заднее и лобовое стекла у автомобиля были взаимозаменяемыми.
«Запорожец» был единственным автомобилем, который выпускался с механизмом управления, адаптированным для людей с ограниченными возможностями.
Автомобили марки «Запорожец» выпускались более сорока лет, в период с 1960-го по 1994-й год. За это время Запорожским заводом было произведено более чем 3 миллиона автомобилей.
Сейчас «Запорожец» является транспортным средством, которое весьма интересно коллекционерам. Цена на первые модели автомобиля иногда достигает 3000 евро. Некоторые любители этой советской машины собрали у себя в коллекции все модели «Запорожцев».
Сейчас мы вряд ли увидим эти маленькие забавные машинки на улицах современных городов, но они сослужили хорошую службу для многих советских людей и приучили их к культуре передвижения на автомобилях.